К морю на автомобиле? Благодарю покорно! Разве за рулем отдохнешь?! Дороги российские совсем для того не приспособлены. Да и дураков на них слишком много. А если прибавить еще придорожное племя, что любит полосатыми палочками размахивать… То ли дело поезд! Лежишь кверху пузом на полке, а тебя везут!
Так рассуждал я до тех самых пор, пока ведомство г-на Якунина не обернулось к народу окончательной ж%пой. Определившись с планами на отпуск только к началу августа, мы не надеялись на дешевый плацкарт – но даже купейные билеты по 3700 РЖД-шный сервер предлагал по одному на верхние полки в разных вагонах, что меня совершенно не устраивало. Впрочем, можно было взять «люкс» по 7800 за место – туда и обратно на троих, это будет… Это будет… Сумма рисовалась такая, что ежели выбирать равноценный «зарубеж» – уже не Антальей, а скорее Тенерифе повеяло. Однако отец у жены обитает не на Канарах, а в Краснодарском крае, и попутный визит к старику давно стал непременной частью поездок к морю. Ладно, доедем. «Калина» мне досталась удачная: за три года ежедневной эксплуатации заменил три лампочки, одно реле и звуковой сигнал – всё! Больше ничего, кроме регламентных работ, не потребовала.
Свою родную дорогу М8 я помню наизусть, а вот дальше… Спасибо форумчанам с «Автолады», а также
http://www.roads.ru/forum/ и
http://forum.servicedon.ru за информацию и добрые советы! GPS тоже хорошая штука. Перед путешествием поставил на нетбук (Asus ЕЕЕ первого выпуска, с «Селероном») бесплатную навигационную программу GisRX с картами и купил приемник Digma M1 (втыкается по USB). Была еще идея параллельно пустить на ЕЕЕшке видеозапись с простенькой веб-камеры – но в пути выяснилсь, что навигацию и видеозапись нетбук одновременно не тянет. Тормоза страшные. Так вебка и висела под лобовым стеклом пустой декорацией.
Из Ярославля выехали в субботу, в начале шестого: рассвет только начинался. Прохладно, нет изнурительной дневной жары, и трасса свободна. Беспокоил меня объезд Москвы: ПриМКАДье пятничным вечером и субботним утром бывает запружено дачниками, пришлось бы потерять несколько часов. Поэтому перед постом ГАИ у Торбеева озера свернули на «бетонку» А108, чтобы через Орехово-Зуево и Воскресенск обогнуть столицу по большому кругу. Занятная дорожка. Все остальные проложены по административному принципу: из Москвы – в областные центры, оттуда в районы, и т. д.. А эта строилась для маневрирования сил ПВО, и сшивает Московскую область с Владимирской крупными стежками, исчезая и появляясь на электронной карте региона. Движение не слишком напряженное, но гаишных машин попалось две штуки на первом же десятке километров. Ловят «встречку»: двухполоска с почти повсеместной сплошной линией словно нарочно приспособлена для этой забавы. Лучше набраться терпения и не дергаться, тем более что обгоны действительно опасны: советские генералы, видимо, совершенно не планировали такой маневр для зенитно-ракетных комплексов.
На улочках Орехово-Зуева и соседних селений скорость совсем падает, утешает лишь мысль о том, что на подступах к МКАД было бы еще хуже. Наконец, выбираемся из жилой зоны, вновь начинаются леса. Под «Ниссан» впереди влетает перебегающая дорогу белка, фантастическим пируэтом уворачивается от колеса (вот зачем ей длинный пушистый хвост!) и невредимая скрывается в чаще. Другие звери не столь маневренны. Кошки, собаки, лисы… Однажды сбитого зайца видел. К югу от Михнево выходим на трассу «Дон». Теперь – только вперед!
Приятно радует знак «Автомагистраль». Законные 110, плюс еще немножко «на грани фола» – остаток Московской области пролетает моментально. Пытаюсь на ходу открыть Тульскую в нетбуке: очень неудобно. Нужен тачскрин, чтоб делать «тыц» пальцем прямо в экран и почти не глядя. Впрочем, зачем мне карта? Разве для предупреждения о постах ГАИ и прочих достопримечательностях. Дорога великолепная, асфальт совсем свежий. Хочется «притопить по полной», но сдерживаюсь. Фоторадар – хит сезона, где их еще и ставить, если не здесь? Навигационная программа не выручит: карты отстали от реальности. При объезде Богородицка по новенькому, только что открытому, участку комп упрямо пытается затащить меня в город. Хорошо, что подсказки озвучены женским голосом: человеку, закаленному опытом семейной жизни, легко пропускать их мимо ушей.
Через каждые пять-десять км – остановочные площадки пригородных автобусов, при каждой – туалет. Утерли нос немцам, у них на автобанах ватерклозеты реже попадаются. Наверно, у кого-то из местных чинов простатит, дай ему Бог здоровья. Чудо из чудес, вот уж чего не ожидал в своем отечестве: местами кабинки моют и посыпают хлоркой. Но до олимпиады сии строения не доживут (разве в зело гнусном виде), ибо выстроены из красного пустотного кирпича, пористого как губка. Пропитанный влагой, он за одну зиму превращается в труху – здесь нужны более стойкие материалы. Они есть в продаже, и недорого. Обидно! «Туалэт типа сортир» - и то правильно построить не можем, все делается только для отчета начальству.
Если вы более требовательны к «удобствам» - совмещайте санитарную остановку с заправкой, и выбирайте солидные брэнды. У «Лукойла», к примеру, при каждой АЗС – вполне цивилизованный санузел и небольшой магазин. А главное, в качестве бензина можно быть уверенным. Единственное исключение – заправка в Липецкой области. Похоже, там персонал «химичит» с бензином: машина едет не так, как на фирменном. Впрочем, я сильно не давлю на газ, пристроившись за междугородным «Неопланом». Скорость «+20»: 105-110 км\час по трассе и под 80 в населенных пунктах. Профессионалы лучше знают, что можно и что нельзя, - а мне спешить незачем. Одним днем, как делают москвичи, все равно к морю не доехать: солидный довесок расстояния от Ярославля не позволяет. Да и водительское сиденье «Калинки», хотя намного удобнее, чем у прочих ВАЗов, не дает такого комфорта, как в дорогих иномарках. К вечеру поясница чувствуется.
Ночлег запланирован в Воронежской области, найдено в Сети несколько вариантов. В самом Воронеже, как и везде, гостиничный бизнес в первую очередь оккупировал премиум-класс. Дешевых номеров практически нет, шустрые маклеры восполняют недостаток сдачей квартир на сутки. Не то. Заруливать в город неохота. Придорожные мотели выставляют явно завышенный ценник, да и наличие мест – без гарантии. На воронежскую окружную въезжаем в седьмом часу, по расчету времени успеем до темноты в Павловск. Там в гостинице «Дон» - от 300 до 800 рублей за койку, бронирование по телефону бесплатно. Всего 2 км в сторону от трассы.
Тихий городок дремлет в вечерних сумерках. На главной улице ограничение скорости «30». Мимо здания районной администрации движение запрещено. Не то, чтобы мощный транспортный поток мешал слугам народа сосредоточиться на их ревностном служении – через центр по одной машине в несколько минут проезжает – но надо же чем-то обозначить свое превосходство над простыми смертными. Городок интересный. Основан при Петре, как одна из баз донского кораблестроения. Теперь живет добычей гранита. Проезжаем фабричные здания 19 века из красного кирпича – в них чувствуется дух и стиль.
За спиной ровно 1000 км – личный рекорд дневного пробега. Усталость умеренная: если бы завтра отдыхать, сегодня еще две-три сотни одолел бы. Однако впереди путь дальний, и лучше равномерно распределить силы. Перед нами берет номер муромский священник, возвращающийся на стареньком «Гольфе» из Крыма с загорелой попадьей. Он показывает, где поставить авто под охрану (во внутреннем дворе той самой старинной фабрики), и мы отправляемся отдыхать. Наискосок от наших апартаментов колобродят какие-то шабашники, но опытная администраторша затыкает их одним словом. В десять часов уже сплю, в пять утра – на ногах. По свежей дорожной легенде, выложенной в Сети, именно на юге Воронежской и севере Ростовской областей покрытие в наихудшем состоянии, ремонт в самом разгаре. Хорошо бы эти участки пройти пораньше. Выруливаем на большую дорогу практически в темноте, но движение приличное: эта трасса живет круглые сутки.
На нескольких сотнях километров идет строительство, отдельные участки почти готовы: осталось поставить отбойники и нарисовать разметку. Будущим летом все должно измениться. А пока ползем плотной колонной по продавленным колеям, старательно культивируя в себе терпение. 70 км\час – за счастье. Впрочем, для меня такая скорость – наиболее экономичная (на пятой передаче). Средний расход топлива за всю дорогу уходит ниже 6 л\сотню, что для моего 8-клапанника 1,6 совсем неплохо. Под Каменском встречное направление стоит в пробке; поток с юга на север вообще идет тяжелее. Больше груженых фур и зерновозов с прицепами.
Плотность инспекторов ГАИ вдоль дороги заметно растет. Вообще, впечатление – что на черноморском направлении численность оных определяется, как у любых хищников, наличием кормовой базы (лохов с тугими кошельками). Все встреченные нами экземпляры отличались крупным размером и отменной упитанностью. Новая техника (дальнобойные радары с видеозаписью) развернула их задницами к дороге. Стоят, уткнувшись в экраны ноутбуков. Пустое дело: скорость в неорганизованной колонне у всех одинаковая, а гонять по встречке через сплошную дураков нет.
Признаки недалекого будущего уже видны. Время от времени проезжая часть расширяется полос до десяти (пока не открытых). Эти «пузыри» - для сбора платы за проезд, как в Европе. Еще бы доходы иметь, как там…
От Каменска до Ростова – четырехполоска с отдельными сужениями в местах ремонта; на правой полосе колеи, продавленные фурами в размякшем от экстремальной жары асфальте. Опытным путем устанавливаю, что превышение «до 20» бдительных стражей не интересует. Так и иду. На объездной ростовской дороге – ремонт моста. Две полосы с севера, одна с юга. Наша задержка – минут десять, зато на другом берегу Дона чудовищная пробка тянется километров на семь. Жуть! Как обратно возвращаться? Не поглядеть ли дорогу через Волгоград, хотя там расстояние больше? Ладно, потом. Приближается граница Краснодарского края с прославленным беззакониями постом Цукерова Балка.
Впечатление пограничного перехода полное. Может, Ткачев – сепаратист? Путешествуя (пассажиром автобуса) по странам Евросоюза, на внутренних границах Европы я ничего подобного не видал – да и на белорусско-польском рубеже режим, пожалуй, помягче. На нас (семья в «Калине») внимания не обратили, а вот молодежь на свежих иномарках с московскими номерами шмонали по полной. Какого рожна им надо? А это смотря кому: «верхам» или «низам».
Думаю, краевые власти поощряют неуместное рвение милиционеров ради успеха антинаркотической программы, которую курирует сам удельный вождь. А у непосредственных исполнителей другие мотивы. Застращать, развести на деньги… В крайнем случае – просто унизить тех, кто богаче и успешней по жизни. Особое отношение к Москве и москвичам присутствует. Нет, пожалуй, об осознанном сепаратизме на уровне краевой администрации говорить рано – но почва для него готовится. Пока стихийно, без мысли о том, что любые препятствия движению людей и грузов между регионами вредят единству России.
Ну какая, нахрен, борьба с наркотиками может проводиться путем случайного обыска приглянувшихся машин?! Даже без специально обученной собаки? Вообще-то, по описаниям очевидцев, собака на посту вроде бы есть. Но в момент нашего проезда она, наверно, отдыхала – а сотрудники автоинспекции полагались на собственный нюх.
По Краснодарскому краю дорога трехполосная, с перемежающейся полосой обгона. Патрули – почти в каждом удобном месте. Особенно на ремонтируемых участках. А еще лучше – там, где дорожные работы окончены, а знаки остались. В общем, если ограничение скорости видится вам явно неадекватным – внимание!!! Скорее всего, там засада. Впрочем, за сто рублей не тормозят – смотрите, главное, чтоб не влететь под «сороковник» на полной скорости.
Добравшись до дедовой деревни, я преисполнился самодовольства: дескать, репутация южных автоинспекторов как беспредельщиков преувеличена. Если уметь ездить и не нарываться – можно им ничего не платить! Но через несколько дней, на пути из краснодарской глубинки к морю, ребята за себя постояли.
Вообще, не надо всех подряд одной краской мазать. Различия по регионам и отдельным подразделениям значительные. Пробираясь по дороге местного значения в сторону Краснодара, я уткнулся в корму очередной фуры и притормозил, чтобы сверить курс по навигатору. В этот момент обогнала меня ДПС-ная «девятка» - и тоже встала грузовику в кильватер, при свободной встречке впереди метров на пятьсот. Что за черт? А сплошная началась! Наши, ярославские, гайцы спокойно обгоняли бы дальше – они твердо знают, что правила не для них! Краснодарцы же соблюдают – может, не все и не всегда – но я поставил им в уме жирный плюс. Позже, на побережье, увидев молоденьких регулировщиков на пешеходных переходах – в полдень, под палящим солнцем, при температуре под сорок – поставил второй.
Зато адыгейская инспекция… Подозреваю, что путешественники часто приписывают ее подвиги краснодарцам, забыв, что примерно двадцатикилометровый отрезок трассы, начиная от плотины Краснодарского водохранилища, идет по Адыгейской республике. Правоохренительные органы кавказских этнократий давно известны как вертеп беззакония, и эта дурная слава вполне подтвердилась.
Хочэшь, расскажу горскую легенду? Давным давно, в незапамятные времена, храбрые джигиты спустились с гор грабить караваны гяуров… И забыли назад подняться. Где-то раздобыли полосатые палки и красивую одежду с погонами… Купили, наверно. Или у прохожих отобрали…
Короче, у развилки на Новороссийск почему-то нет знаков «Направление движения по полосам» (или они их снимают, выходя на промысел?). Пилишь себе спокойно в правом ряду и вдруг обнаруживаешь, что тебе только направо – а возвращаться на основную трассу придется через сплошную или по обочине.
А где-то рядом сидит вонючий хорек с рацией: километра через три-четыре тебя тормозят и вальяжно, с наглостью, достигаемой только тесной спайкой с высоким начальством, начинают разводить на лишенскую статью 12.15,ч.4. Не ведитесь: это нарушение - 12.15,ч.1, пятьсот рублей максимум! Ладно - я помнил, что за сплошную линию попутного направления лишение не предусмотрено (или за движение по обочине, как можно квалифицировать) – но кто-то попадается! Некоторые просто не ожидают подвоха от служителей государства. Национальность джигитов значения не имеет. В моем случае был смешанный экипаж: один гаец русский, другой адыг, а порода в них чувствовалась одна. Сучья.
Получение взятки, связанное с вымогательством оной – ст. 290, п.4 УК РФ. Лишение свободы от 7 до 12 лет, со штрафом до миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного за срок до пяти лет. Санкция неслабая, почему ж не боятся? Говорят, доказать трудно. Чушь. Трудно тому, кто сам замазан или состоит в доле. Весь этот криминальный бизнес на дорогах можно прекратить за один день. Как? Элементарно, Ватсон! Хватит одной машины с оперативниками из другого региона под видом курортников… Стоить арестовать одну-единственную банду вымогателей, все их коллеги в тот же день об этом узнают. Как только слух разнесется, что на самом верху дана команда «Мочи козлов!» - все козлы прикинутся законопослушными овечками. Ну, если захочется выявить все «корни и нити» и проследить пути движения денег – подольше придется повозиться, и не спешить с арестом… Чего нашим властям не хватает для эффективной борьбы с коррупцией – это желания. Более того, в Госдуме проходят законы, явно нацеленные на защиту вымогателей от «благодарного населения»… Но это оффтоп.
Ближе к побережью начинаются горы, пока невысокие – но для водителя из средней полосы все равно непривычные. Вспоминаю теорию: тормозить двигателем, беречь колодки от перегрева. Краснодарцы и ростовчане (их большинство в потоке) чувствуют себя более уверенно. Видно, что большинство не в первый раз на этой дороге. За перевалом, на спуске – пробка из-за ДТП, перед самой Джугбой – другая, посерьезней. Нетерпеливые водилы норовят объехать кто по обочине, кто по встречке, создают чудовищный хаос… Где вы, рыцари полосатой палки?! Ау! Нет вас…
Вдоль побережья – сплошные подъемы и спуски, основная передача – третья. То лезешь в гору, то тормозишь двигателем. Разгоняться мешает не только рельеф, но и перегретые отдыхающие, вылезающие на дорогу в неожиданных местах. А зачем спешить? Мы практически приехали. В одном их курортных поселков (не хочу делать ему рекламу или антирекламу) нашли подходящее место у самого моря. Кстати, жилье предлагают в изобилии вдоль всей дороги.
В первый день удалось окунуться, но не поплавать. Не то, чтобы шторм – но прибой изрядный. Море мутное. Потом постепенно успокоилось, и началась обычная, праздная курортная жизнь. Первый раз я был в этом поселке еще студентом, при СССР – так что ненавязчивый сервис, дороговизна, теснота – все эти атрибуты Черноморского побережья привычны и не вызывают резкого отторжения. По моему мнению, за здешними курортами числится только один крупный косяк.
Нет очистных сооружений на канализации. Почти нигде. Разве за исключением центрального района Сочи. Возможно, еще в каких-то городах есть, да я не знаю? Кто в теме – просветите, рад был бы ошибиться. Во всяком случае, облепившие берег санатории, гостиницы, турбазы и прочая, и прочая сливают г… постояльцев прямо в море – а те потом во всем этом плавают. В девяностые годы санитарные врачи на все лады пугали заполонившей прибрежные воды кишечной палочкой – потом перестали, хотя плотность курортников в популярных местах выросла многократно. Положение улучшилось или врачи испортились? Горная речка в поселке, где мы обитали, двадцать лет назад была кристальной чистоты – теперь на дне осадок, подозрительно напоминающий активный ил полей орошения. Не думайте, что фекалии в море – только российская проблема. Откройте, скажем, американский путеводитель по Венеции… Почему американский, а не русский? Так они ж, пиндосы чертовы, своих граждан берегут. И предупреждают о возможных опасностях. Безо всяких розовых соплей. 80% зданий в Венеции имеют очистные системы, 20% – нет. Не рекомендуется пить из каналов, купаться, опускать в воду руки, ноги и прочие конечности. Если все же опустили – вымыть с мылом. И так далее. Краснодарские власти не заморачиваются этой проблемой, и вообще здесь вам не тут – никто предостерегать не будет; сами выбирайте пляж подальше от канализационных стоков. Хорошо, что Черное море большое. Иногда даже бурное. Не так-то просто его зас…ть.
Время пролетело быстро. Загорели, вволю наплавались. Зная места, можно выбрать где почище. В прежние годы мы часто в этих краях отдыхали, но потом отдали предпочтение более активному времяпровождению. Надо чередовать: иногда пляжная лень – самое то, смотря насколько устал.
В обратный путь традиционно выезжаем в утренних сумерках, чтобы использовать все светлое время суток. В Джубге, на АЗС «Роснефти» наливаю полный бак - и вперед, без остановок! Ростовские пробки тревожат: если положение не изменилось, это на пол-дня. Адыгейские гайцы опять подстерегают едущих к морю. Даже в двух местах стоят, эксплуатируют свой кусочек трассы по полной. На одном перекрестке под Краснодаром сбиваюсь с пути: к подсказкам навигатора привыкаешь, и если компьютер не указывает нужный поворот – тупо едешь прямо, полностью отключив мозги. Здесь-то программа и начинает ругаться от всей души.
День приближается к полудню. Впереди Ростов. Где же хвост пробки?! Нет его! Открыли старый мост параллельно с новым, и затор рассосался. Жить сразу становится веселей. Впрочем, трафик такой, что двух полос в одном направлении явно не хватает. Зверски перегруженные «Камазы» по-паровозному дымят раздолбанными дизелями. А уж когда тяжелые фуры начинают обгонять друг друга, особенно если в горку… Один едет 30 км\час, другой 31 – и нахрена, спрашивается, на обгон лезть?
Когда дорога сужается, наступает полный п-ц. Скорость падает до пешеходной. Жара несносная, штиль. Дизельный выхлоп в воздухе – хоть топор вешай. На изгибе видно, что впереди вереница грузовиков тянется до горизонта.
«Тойота» передо мной съезжает на обочину и дает газу, следом еще несколько машин, потом еще несколько десятков… Черт с ним, просто деваться некуда: перестраиваюсь в этот ряд. В сплошном облаке пыли по-нахалке лезем вперед. Глядеть надо в оба: то машина припаркована, то местные жители, раздраженные пылью, поставили бетонный блок. Через несколько километров становится свободней. Неужели вырвались? Вот и Воронежская область. На стационарном посту под Богучаром гаишник махнул палкой. Подошел, представился по форме… Удивлению моему не было предела. Чтобы инспектор без напоминаний себя назвал… Когда такое случалось? Пожалуй, года три назад, и то был мальчишка-стажер, с них требуют соблюдения правил. Зато сразу видно, что человек государство представляет, а не Общество Анонимных Алкоголиков. Отдал документы для проверки, посмотрел: стоит, как гвардеец на плацу, выправка отменная… Да – похоже, у воронежцев дисциплина. А то подойдет вразвалочку, пузом вперед – только распальцовки не хватает.
- Счастливого пути.
- И вам всего доброго.
Улыбнулись друг другу. И зачем, спрашивается, останавливал? Скорее всего – посмотреть, как у меня нетбук пристроен. Видно его над панелью.
Запас времени, отведенный на дорожные пробки, израсходован не весь. В гостинице (той же самой) размещаемся часов в шесть вечера. А не испить ли шеломом Дону? Река должна быть совсем рядом. Действительно: буквально в паре кварталов, за линией кирпичных замков с башенками, выстроенных олигархами районного масштаба – городской пляж. Только вода уже холодная. И какая-то темная. Окунувшись с головой, сразу выскакиваю на берег. Вдруг из-за живописного мыса выплывают… Нет, не Стеньки Разина челны. Буксир с пристыкованной баржей. На барже – блатной шансон и мангалы с шашлыками. Следом еще одна такая же сцепка. Каждый отдыхает как умеет.
Последнюю тысячу проехали без приключений, с мыслью «скорей бы домой!» - притомила трасса. Еще несколько дней чувствовалась усталость в пояснице, а так – все нормально. Общее расстояние - 3966 км, средняя скорость – 74, израсходовано 240 л 95-го бензина на 5715 рублей (6,1 л\сотню). Единственное, что делал по машине – выезжая с юга, подкачал одно колесо на пол-атмосферы (давно, зараза, травит). В общем, если едешь отдыхать не один, а с семьей – прилично экономишь против железной дороги, плюс дополнительная степень свободы на юге. Серьезный минус – дорожная усталость. Портят удовольствие от Черного моря два фактора, оба на «г»: ГАИ и… пардон, фекалии. Пока российские власти не озаботятся чистотой, наши курорты будут проигрывать зарубежным.
Последний раз редактировалось: Comrad (20 Сентября 2010 17:42), всего редактировалось 3 раз(а)