Попробую рассказать что происходит с этими 0.000 на самом деле.
1. За что лишают прав.
Сейчас лишают прав не за то, что ты пил водку-пиво или пьяный, а за то, что алкотестер показал не ноль - так по закону. И не важно, диабетик ты или пил квас-кефир. Никаких оснований не лишать прав в случае, если алкотестер показал хотя бы 0.002 (0.001 - это погрешность новейших приборов, которыми сейчас оснащают гайцов и медкабинеты) у суда нет. Более того, если судья примет решение не лишать прав на основании медицинской справки о том, что ты диабетик и у тебя повышенный фон, либо на основании показаний свидетелей о том, что ты пил квас - такое решение судьи будет неправомерным и неправосудным, т.к. не основывается на законе. По закону четко: не ноль (с учетом погрешности прибора) - лишение. Никаких исключений закон не делает. А за неправосудные решения судей наказывают дисциплинарно и рублем.
2. Как должно быть по закону.
Формально по закону с "дутьем в прибор" дело обстоит следующим образом.
Ну, во-первых по закону остановить гайцы могут только либо на стационарном посту (просто так), либо если он лично видел (или ему сообщили) что водитель совершил административное правонарушение. Причем инспектор во втором случае должен сообщить водителю о причине остановки.
Далее, по закону гаишник имеет право попросить подуть в приборчик не когда ему захочется, а только когда он наблюдает признаки нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения. Такие признаки четко перечислены законом: запах алкоголя изо рта, неровная походка, резкое покраснение кожных покровов, не соответствующее обстановке поведение (вроде ничего не забыл).
Сам приборчик должен быть сертифицирован и одобрен Минздравом, на него должен быть действующий акт поверки. Дуть инспектор должен предложить в присутствии двух понятых, причем при них распаковать одноразовый мундштук. В приборчик предварительно вводится фамилия водителя, сам приборчик должен распечатывать на бумажке эту самую фамилию, время измерения и его результаты.
Если у инспектора "имеются достаточные основания" сомневаться в показании прибора, либо водитель не согласен с результатами своего дутья в приборчик (если он показал 0.002 или более), то наступает следующая фаза.
Инспектор обязан составить акт отстранения водителя от управления транспортным средством - это раз. Потом он должен составить акт о направлении водителя на медицинское освидетельствование - это два. Понятые должны расписаться под своей фамилией и адресом - это три. К этим документам инспектор должен приложить распечатку приборчика - это четыре.
Затем инспектор должен доставить отстраненного водителя в медучреждение на освидетельствование, причем на своей служебной машине (водитель же от управления уже отстранен) - это пять.
Если правильного прибора у инспектора нет, но "достаточные основания полагать", что лицо находится в состоянии алкогольного или иного опьянения у инспектора есть, то порядок действий точно такой же, только без дутья в приборчик - инспектор направляет водителя на медосвидетельствование, отстранив предварительно от управления.
В медкабинете нужно дуть практически в такой же приборчик, что оснащают гаишников. Единственным признаком опьянения сейчас служат показания данного прибора, проверять координацию или брать кровь сейчас не вообще надо, справки о диабете тут не катят. Копия акта об освидетельствовании выдается водителю по любому (даже если ноль) - это шесть.
Если и приборчик в медкабинете зафиксировал 0.002 или более, то только теперь инспектор имеет право составить протокол об административном правонарушении (управление ТС в состоянии алкогольного опьянения). Причем, составив протокол, инспектор должен разъяснить водителю его наступающие права и обязанности - это семь.
Затем инспектор выписывает водителю временное разрешение на управление. Ведь права он изымает (это "мера обеспечения" явки водителя в суд), но по закону сам лишить права управления не может. По закону какого-либо права гражданина лишить может только суд - это восемь.
Далее водитель подписывается в протоколе (да не один раз - "временное разрешение выдано", "права разъяснены"...). Водителю выдается копия протокола, временное разрешение и документы на машину. А поскольку документы были у гайца, то машина все это время должна стоять там, где ее остановили - ехать на ней было нельзя (документы то у гайца, без них он протокол составить не может, т.к. только там всякие VIN-ы), но и до составления протокола на штрафстоянку по закону тоже нельзя - это девять.
Формально теперь инспектор должен вернуть водителя обратно к машине, но есть одно "но". Дело в том, что инспектор вполне законно может водителя послать, поскольку и него (инспектора) появляется "неотложное служебное задание". Заключается оно в том, что он обязан "обеспечить сохранность" автомобиля, от управления которым он отстранил водителя. Сохранность же в нашей стране обеспечивается "перемещением автомобиля на специализированную стоянку", а по факту на штрафстоянку - это десять.
Формально, если нарушен хотя бы один из перечисленных пунктов, то по закону водитель не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку это произошло бы с нарушением процессуальных норм. Формально.
3. Как на самом деле.
На практике очень все печально - система правосудия у нас есть, но правосудия - в принципе нет.
Во-первых, законов наши судьи не знают - это факт. Потому что за незнание их не наказывают, наказывают их за другое - за низкие показатели. Сейчас каждый судья получил от своего начальства устное указание (об этом ниже) лишать прав всех, кого он может лишить (то есть на кого составлен протокол по "лишенческой" статье). Так выполняется поручение президента о борьбе с нетрезвыми за рулем. Причем идет "социалистическое соревнование" по выполнению и перевыполнению указания президента, поскольку судебных начальников, которые имеют показатели хуже чем у других, наказывают вплоть до снятия с должности.
У гайцов тоже свое "социалистическое соревнование" за лучшее выполнение поручения президента, и тоже их начальников за плохие показатели ставят в колено-локтевую позицию. А они в свою очередь (у гайцов показателем служит количество протоколов), "нарезают" соответствующий план по протоколам инспекторам и жестко с них спрашивает. Причем особенностью данного подхода является то, что показатели должны постоянно расти, в крайнем случае - не уменьшаться. Ну действительно, не может же районный отдел ГАИ выполнять поручение президента все хуже и хуже, то есть составлять протоколов все меньше и меньше? Наоборот, идет борьба за улучшение показателей в каждом конкретном подразделении. А поскольку настоящих пьяных за рулем не хватает, то в целях роста показателей гайцы учреждают различные подставы или просто выдумывают правонарушения.
Результат озвучу на примере. У нас в конторе есть свое автохозяйство. Так вот не так давно личный водитель нашего Гениального директора попал на лишение прав. Ехал забирать на работу из дома нашего Гениального и был остановлен просто так.
Без всяких приборчиков (видимо увидев, что машина дорогая, водитель наемный и хорошей работы лишиться боится, видно что спешит куда-то) водиле было заявлено, что от него пахнет алкоголем (естественно, что это все фигня - перед и после смены наши водилы в алкотестер дуют и давление у них медсестра в нашем медкабинете меряет). Возражения водителя "да давайте остановим любого и пусть понюхает" инспектор проигнорировал и с документами на машину и правами отправился в свой служебный автомобиль. Откуда минут через пять вернулся с составленным протоколом, в котором уже чудесным образом появились фамилии и подписи понятых. Требование направить его на медосведетельствование инспектор проигнорировал, заявив, что "если Вы с чем-то не согласны, то скажите все это в суде".
Все что смог наш водитель - это написать в графе "объяснения": "Не согласен. Алкоголь не употреблял. Понятые не приглашались. Требую направить меня на медицинское освидетельствование. Прошу перенести рассмотрение дела по месту жительства.".
Кстати, вместе с копией протокола и "времянкой" инспектор тут же выдал и повестку в суд, что делать формально не имеет право - только суд вправе назначать место и время рассмотрения дела об административном правонарушении. Из чего наверное можно сделать вывод, что между судьями и инспекторами в целях "своевременного и полного" выполнения плана по протоколам и лишениям организовалось взаимовыгодное взаимодействие (симбиоз) с целью надлежащего выполнения поручения президента - мировые судьи снабжают инспекторов готовыми повестками и игнорируют процессуальные нарушения инспекторов, а инспектора - снабжают судей материалами для лишения (протоколами) в требуемых количествах. Одним словом, вертикаль власти в действии. Все заняты делом и всем внутри вертикали власти от этого хорошо.
Наш водитель наивно понадеялся на наше правосудие и получил свое - мировой судья лишил его прав на 1,5 года. В-общем, судья и слушать особо не стал, что он не пил, не дул, понятых не было и на освидетельствование его не возили. Сказал: "суду и так все ясно". А в судебном решении была написана стандартная фраза: "Вина Стопкина-Пробкина [фамилия изменена] подтверждается протоколом. У суда нет оснований не доверять сотруднику милиции". Вуаля.
Естественно, решение было обжаловано в районный суд, куда наш водила пошел уже с юристом. Но районный суд оставил решение в силе, т.к "вина подтверждается протоколом". На ходатайство об исключении из списка доказательств протокола на основании того, что он составлен с процессуальными нарушениями и не может по закону являться доказательством, судья вынесла письменное определение, что "нарушения несущественны, как следует из протокола, состояние алкогольного опьянения было определено в присутствии понятых". Ходатайство о вызове в суд понятых судья также отклонила с определением "суд не видит в этом необходимости, т.к. у суда нет оснований не доверять сотруднику милиции, и суд считает, что данное ходатайство подано с целью затянуть принятие судебного решения на время, необходимое для вызова понятых, и уйти тем самым от административной ответственности по истечению срока давности".
Районная судья в открытую сказала, что отменить решения суда первой инстанции она не может, потому что "все судьи получили негласное указание из областного суда" (наш водила за городом живет) "лишать прав на 100%". И что если она права оставит, то у нее будут неприятности. Порекомендовала обжаловать решение в областной суд, потому что "им собственное указание не указ" с "добрым" напутствием, что шансов очень мало.
Но у истории есть добрый конец. Областной суд решение о лишении прав отменил. Но не потому, что правонарушение было выдумано гайцом. Нет. А потому что "закорючки неправильно стояли", т.е. по процедурным обстоятельствам. Наш юрист указал в своей жалобе, что в протоколе имеется противоречие - с одной стороны в графе "объяснения" указано, что "понятые не приглашались" - а с другой стороны фамилии понятых в протоколе указаны. И что по закону это противоречие суд был обязан в ходе судебного заседания устранить, да так и не устранил. А поскольку областной суд должен сразу приступить к рассмотрению дела по существу, то устранить данное противоречие предстояло ему.
Поскольку два месяца с момента составления протокола к тому моменту уже прошло, то областной суд решение мирового судьи отменил на основании того, что указанное противоречие должно было быть устранено, но не было. И стал, уже сам, рассматривать дело по существу. Рассмотрение дела в областном суде свелось к тому, что судья спросил водилу, "устроит ли его закрытие производства по сроку давности". Тот был уже на все согласен.
Решение областного суда - это шедевр. "Суд установил, что DD.MM.YYYY в HH:MM часов Стопкин-Пробкин Пузырь Евграфинович [фамилия заменена] управлял транспортным средством XXXXXX в состоянии алкогольного опьянения, что нашло отражение в протоколе номер NNNNN от DD.MM.YYYY. Однако в указанном протоколе имеются существенные недостатки: сведения о понятых указаны дважды и не полностью соответствуют друг другу. Данный недостаток может быть устранен в ходе судебного заседания путем вызова в качестве свидетеля инспектора ДПС Бякина [фамилия изменена], составившего протокол. Однако Стопкин-Пробкин с целью уйти от ответственности намеренно затянул производство по делу, вследствие чего срок давности по данному административному делу уже истек и вызвать свидетеля Бякина суду уже не представляется возможным. Учитывая изложенное, суд, руководствуясь ст.XXX, XXX КОАП РФ решил: Водительское удостоверение Стопкину-Пробкину вернуть, а производство по административному делу - прекратить за истечением срока давности." Почти дословно.
Вуаля!
И всем хорошо, все ведь старались! Из решения следует, что инспектор так старался пьянь всякую отловить, что аж перестарался - дважды указал сведения о понятых (хотя второе упоминание о них написано рукой самого водилы - "понятые не приглашались", но кого это волнует). И мировой судья с районным старались - один прав лишил, а второй в силе решение оставил. Молодцы! И областной суд старался, но "эта пьянь смогла таки все намеренно затянуть", и ничего уже нельзя с этим поделать.
Вот так-то. На правосудие наше надеяться особо не стоит. Ему до лампочки, пил ли водила. Оно исполняет поручения президента по борьбе с обстановкой на дорогах.
P.S. Взял с
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=70:7628-39