Поправки в 12-ю ?автомобильную? главу Кодекса об административных правонарушениях были внесены в Госдуму 6 февраля этого года четырьмя депутатами-?единороссами? ? Александром Москальцом, Владимиром Плигиным, Александром Харитоновым и Александром Стрельниковым. Предлагается многократно повысить штрафы за большинство нарушений правил дорожного движения. Так за непристегнутый ремень безопасности штраф возрастает с 50 рублей до 500, за езду по тротуарам ? с 50 до 1000 рублей плюс лишение прав на год, а за превышение скорости более чем на 60 км в час вместо нынешних 300?500 рублей штрафа и лишения прав на два-четыре месяца собираются штрафовать на 2000?2500 рублей и лишать прав на 1,5?2 года. Кроме того, депутаты предлагают восстановить существовавшую до 1997 года балльную систему учета нарушений. Так превышение скорости на 20?40 км в час будет наказываться тремя баллами, на 40?60 км в час ? четырьмя, равно как управление транспортным средством в нетрезвом виде. При наборе десяти и более штрафных баллов водитель подлежит лишению прав на два года и административному аресту на 15 суток. Законопроект отменяет запрет на использование эвакуаторов и блокираторов. И предписывает штрафовать владельцев транспортных средств, если нарушение правил было зафиксировано камерой наблюдения, а кто точно был за рулем, установить не удалось. Характерно, что согласно статистике депутаты сами являются зачастую злостными нарушителями ПДД. Их, однако, и от ныне действующих наказаний, и от изобретенных ими новых защищает статус народного избранника.
?При обсуждении этой темы обнаруживается слишком много вещей, которые я бы определил, как ерунда?, ? говорит ?НИ? один из авторов законопроекта председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. По словам депутата, за рубежом за нарушение правил дорожного движения полагаются еще большие санкции, чем предлагается установить в нашей стране. ?За управление транспортным средством лицом, лишенным права управления и находящимся в состоянии алкогольного опьянения, предлагается ввести арест на 15 суток. В европейских странах за аналогичное правонарушение стартовый срок ? от шести месяцев лишения свободы?. К тому же арестованному за нарушение правил дорожного движения не придется сидеть вместе с уголовниками, ?при административном аресте люди сидят совершенно другим способом?.
Что касается восстановления балльной системы, то, по мнению Владимира Плигина, она соответствует понятию ?рецидив? в уголовном праве, за что предусмотрено более строгое наказание. ?Если человек постоянно и системно что-то нарушает, значит, у него сформировался внутренний мотив на нарушение закона?, ? считает депутат. За границей же систематическое нарушение правил дорожного движения наказывается лишением прав либо на очень длительные сроки, либо пожизненно. А наложение штрафа на владельцев транспортных средств, если не удалось установить, кто точно был за рулем, депутат оправдывает тем, что ?транспортное средство ? это источник повышенной опасности, собственник платит налог, и он всегда знает, у кого находится машина?. Рассуждения же о том, что ?в России все продается по доверенностям? и что автоматическое наказание владельца машины является нарушением установленной Конституцией презумпции невиновности депутат называет ?глупостью?.
Противники законопроекта с определением своей позиции как ?ерунда? и ?глупость? не согласны и готовятся подавать иски в Конституционный суд, если закон будет принят. Независимый депутат Виктор Похмелкин сообщил ?НИ?, что искать того, кто был за рулем нарушившего правила автомобиля, должна милиция, ?это ее проблемы?, а когда невиновность должен доказывать владелец автомобиля ? это ?неправильно?, так как по Конституции ?любое сомнение толкуется в пользу обвиняемого?.
Балльная же система предусматривает двойное наказание за одно и то же правонарушение. В первый раз ? штрафом, во второй ? по сумме начисленных баллов. По мнению депутата, устанавливать более жесткое наказание за систематическое нарушение правил можно, но оно всегда должно быть одним, например, ?за первое нарушение ? штраф 200 рублей, за второе ? 400, за третье ? лишение прав. Но только или штраф, или лишение?.
Еще одним нарушением Конституции является возврат эвакуаторов и блокираторов. Причем, если в первом случае некая логика (освобождение проезжей части) просматривается, то блокираторы просто создают очередной повод для взимания с водителей ?черного нала?. ?Запрет на перемещение моей машины ? это ограничение моего права собственности?, ? говорит Виктор Похмелкин. Депутат согласен, что стихийные парковки создают препятствия движению на городских улицах, но считает, что либо должна быть бесплатной эвакуация машин на штрафстоянку и хранение там, либо перемещать неправильно припаркованную машину необходимо в пределах шаговой доступности. Виктор Похмелкин уже подготовил соответствующие поправки в закон ?О безопасности дорожного движения?.
Депутаты в последнее время озаботились не только штрафами, но и мигалками. Депутаты-?единороссы?, в том числе и г-н Плигин, внесли законопроект, ограничивающий общее количество автомобилей со спецномерами одной тысячей на всю страну. А право на мигалку должны иметь машины оперативных служб, спецслужб и лиц, подлежащих государственной охране. Депутаты оппозиционных фракций вчера внесли свой законопроект, в котором предлагают оставить только восемь автомобилей со спецсигналами ? для президента, премьера, генпрокурора, спикеров палат парламента и председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов. По словам независимого депутата Владимира Рыжкова, по России ездит 1632 автомобиля с федеральными номерами и примерно 4,5 тыс. машин со спецсигналами. Причем ?никакого закона о номерах не существует, есть только постановление правительства, а это ? беззаконие?, ? говорит Владимир Рыжков.
Наведением порядка на дорогах депутаты-?единороссы? занялись после того, как президент Путин на заседании Госсовета 15 ноября заявил о том, что причиной подавляющего большинства ДТП является ?сознательное нарушение и водителями, и пешеходами правил дорожного движения?. Правда, при этом президент оговорился, что ?одним лишь ужесточением наказания или повышением штрафов ситуацию не исправишь?. Однако депутаты начали именно с повышения штрафов. Между тем, по статистике МВД, аварийность в России за последние годы не только не возрастала, но, наоборот, снижалась. Так, в 1990 году количество погибших и раненых в ДТП из расчета на тысячу автотранспортных средств составило 21,1, в 1997-м, когда отменили балльную систему ? 9,3, в 2001-м ? 8,5, а в 2004 году ? 8,2. Общий же рост количества ДТП и пострадавших в них связан с тем, что за 15 лет количество машин в России увеличилось более чем в три раза ? с 11,9 млн. в 1990 году до 36 млн. в 2005-м.