Цитата:Первого сентября 1982 года, при въезде на ст. Сосново, потерпел крушение грузовой поезд, состоящий из цистерн, наполненных мазутом. Катастрофа повлекла за собой большие экологические последствия и разрушения железнодорожной инфраструктуры. Лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв. Что же произошло в тот далёкий осенний день?
Утром 1 сентября локомотивная бригада депо Ленинград-Финляндский в составе машиниста Шахова и его помощника Кроликова заступила в очередную поездку по ст. Ленинград-Сортировочный-Московский. Здесь они узнали, что с ними должен ехать дублёр помощника машиниста - молодой практикант, совершающий первую в своей жизни поездку на локомотиве. Теперь уже не столь важно, по этой ли причине, или по какой-либо другой, но Шахов с Кроликовым решили устроить пьянку во время работы. Достать спиртное на "Сортировке" в те времена было не проблема, и к моменту отправления со станции бригада была уже навеселе. "Употребление" продолжилось во время движения по Ленинградскому узлу. И здесь помощник машиниста Кроликов решает, что на локомотиве достаточно будет дублёра, и покидает кабину управления на одной из станций в Ленузле, где у их поезда была техническая остановка. Надо сказать, что это обстоятельство спасло Кроликова от тюрьмы, он отделался, как говорится, "лёгким испугом" - всего лишь увольнением по статье. Тяжеловесный наливной поезд вышел с узла на Приозерский ход под управлением нетрезвого машиниста и ничего не понимающего в происходящем молодого практиканта. Допив остатки спиртного, машинист решил немного отдохнуть. Он посадил практиканта на своё место и руководил его действиями, удобно устроившись в кресле помощника. Самое важное, что должен был делать молодой человек - это вовремя нажимать на рукоятку бдительности, чтобы предотвратить срабатывание автостопа.
Правила ведения грузового поезда по участку Ручьи - Сосново предусматривают включение режима тяги в конце 49-го километра, - на подходе к станции Васкелово. Вскоре после этой команды вконец опьяневший машинист заснул. Поезд продолжал двигаться вперёд под "управлением" дублёра. Преодолев затяжной Ореховский подъём, нужно было бы выключить тягу. Но практикант ничего ещё не понимал в режимах ведения поезда, и электродвигатели продолжали разгонять тяжеловесный поезд на спуске от Орехово к Сосново. Даже смена показаний путевых светофоров с зелёного на жёлтый мигающий, а затем и на два жёлтых огня (поезд принимался на станцию Сосново с остановкой на боковом пути), ничего не подсказала новичку. Между тем, поезд нёсся под уклон со скоростью уже около 100 км/час.
Так он и "влетел" на территорию станции. Электровоз устоял на рельсах при отклонении на боковой путь, за ним прошло ещё две головные цистерны. А всё остальное кучей бесформенного железа разлетелось в разные стороны около автомобильного путепровода в Ленинградском конце станции. Электровоз же закончил свой путь в яме за предохранительным тупиком, который носит название "Мичуринского" и расположен в Приозерском конце станции.
Удивительно, что и машинист, и дублёр остались целы и невредимы. По некоторым сведениям, так и не протрезвевший Шахов, выбравшись из разбитого электровоза, бродил по территории станции, не понимая, что же тут произошло...
Каковы же были последствия катастрофы? Вот лишь основные из них:
- Двое суток движение по этому участку было полностью прекращено, электрички ходили только до Васкелово, далее людей возили автобусами.
- Оказалась завалена автодорога от Приозерского шоссе к посёлку Сосново (у путепровода). Для организации движения автотранспорта был срочно построен временный железнодорожный переезд севернее ст. Сосново, на 77-м км ж.д. линии. Поворот к нему с Приозерского шоссе был не доезжая 500 м до Мичуринской развилки. Ремонт путепровода и восстановление нормального движения автотранспорта продолжались около полугода. Также на это время был невозможен пропуск железнодорожного подвижного состава через повреждённый путепровод. Поезда в обе стороны проходили через единственный уцелевший мост по 1-му пути.
- Разлившийся мазут загрязнил берега и воды ручья, протекающего рядом с путепроводом. Была угроза попадания мазута в воды Ладоги.
- Пришлось переселять людей из жилого дома, который находился рядом с путепроводом и был затоплен мазутом по самые окна.Впоследствии дом был разобран. Он виден на фото 6
- Исключены из инвентаря МПС все цистерны этого поезда. По разным источникам, их было от 38 до 41 шт.
- Электровоз ВЛ23-268 был отправлен во внеочередной капитальный ремонт.
- Машинист Шахов отправился в заключение сроком на 4 года.
- Дублёр помощника машиниста (его фамилия за давностью лет забылась) получил психическую травму и не смог продолжать работать на железной дороге.
Лишь по счастливой случайности в завал не попал ни один автомобиль и рейсовый автобус, и никто из людей не пострадал.