«АвтоВАЗ» возглавляет президент без полномочий
Впервые за постсоветскую историю «АвтоВАЗа» его президент не войдет в состав совета директоров. На гибнущем заводе, похоже, готовится еще одна смена руководства – формальная или фактическая.
На 10 ноября запланировано новое заседание правительственной комиссии с участием первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, посвященное ситуации на «АвтоВАЗе». К этому сроку правительство должно будет определиться с тем, как именно оно будет спасать автозавод. А ведь единственное достижение заводского руководства на сегодня – сокращение числа работников на 5000 за счет отправки на пенсию пожилых сотрудников. Официальная программа «АвтоВАЗа», которую недавно ставший президентом компании Игорь Комаров передал на рассмотрение в правительство, уже дважды возвращалась на доработку, а команду Комарова в Минпромторге и вовсе не воспринимают всерьез.
«РОСТЕХНОЛОГИИ» ПРОТИВ «СОКА»
Задачу спасти«АвтоВАЗ» поручили нескольким ведомствам – МЭРу, Минпромторгу, Минздравсоцразвития. У чиновников на рассмотрении находятся два документа: основная антикризисная программа «АвтоВАЗа» и альтернативная. Первая принадлежит перу Игоря Комарова, она разработана на основе аналогичной программы «КамАЗа», и уже в третий раз отправляется на рассмотрение в правительство. Первые две редакции документа были приняты очень холодно, и оба раза возвращались на доработку. Проблема, которую так и не смог решить автор, ключевая: документ так и не отвечает на вопрос, как именно будет реанимирован отечественный автогигант. Источник Slon.ru, изучивший этот документ, нелестно охарактеризовал его так: «Программа по контролируемой остановке завода».
Впрочем, помимо «официальной» программы, есть и еще одна – ее предложил правительству один из крупнейших поставщиков «АвтоВАЗа», группа «СОК» – открытый оппонент «Ростехнологий». Программа от руководителей «СОКа» содержит более радикальные решения. Во-первых, план предполагает немедленный аудит завода и последующие увольнения большого числа топ-менеждеров. Во-вторых, на время действия антикризисной программы на «АвтоВАЗе» появится новая команда антикризисных менеджеров. Она должна получить исчерпывающие и не ограниченные директорами «Ростехнологий» полномочия
Прямая речь «Один грамотный управленец не решит всех проблем» Руководитель отдела по связям с общественностью группы «СОК» Дмитрий Румянцев
о желании спасать «АвтоВАЗ»:
Мы ожидаем, что к 10 ноября в правительстве будет принято решение относительно тех мер, которые необходимо предпринимать для спасения завода. Ситуация на «АвтоВАЗе» достаточно тяжелая, и необходимо действовать как можно скорее. Для того, чтобы сейчас вводить на предприятие Когогина, потребуется время. С другой стороны, даже один грамотный управленец не решит всех проблем. Предприятию нужна команда, которая будет обладать достаточной компетенцией и опытом, чтобы взять управление в свои руки. Нужны люди, которые смогут решить проблемы завода. При этом, до осуществления антикризисной программы на «АвтоВАЗе» необходимо провести полный аудит. Так, чтобы после того как работа антикризисной программы была выполнена, за каждую пропавшую копейку с завода с этой команды можно было бы спросить.
На роль людей, которые решат проблемы Волжского автозавода, разработчики альтернативного плана нескромно предлагают себя, а «Ростехнологиям» дается единственная поблажка – альтернативная программа не предполагает смены собственника.
Программа от «СОКа» могла бы оказаться более эффективной, хотя репутация у компонентщиков небезупречна – они уже участвовали в управлении заводом. Однако авторы «альтернативы» кровно заинтересованы в скорейшем выздоровлении «АвтоВАЗа». Во многом от самочувствия автозавода зависит и собственный бизнес группы. Примут ли программу «СОКа» к исполнению? Вряд ли. «СОК» управлял «АвтоВАЗом» с 2002 г. по 2005 г., вплоть до прихода на завод «Ростехнологий», и возвращение прежнего руководства для Сергея Чемезова равнозначно признанию собственного провала в Тольятти. Не так давно Комаров договорился с группой «СОК» о том, что передаст ей систему сбыта. Это было ошибкой – когда Комаров озвучил идею Чемезову, отказ главы «Ростехнологий» был категоричным и резким.
МАРИОНЕТОЧНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
Комаров тоже будет присутствовать 10 ноября на совещании по делам автопрома у Шувалова. Скорее всего, это единственный раз, когда новый президент будет представлять интересы завода в правительстве самостоятельно. Уже в конце ноября его полномочия перехватит старший эксперт: 28 октября топ-менеджеры «АвтоВАЗа» получили сообщение о том, что после совета директоров, который пройдет через месяц, свое кресло в совете покинет Борис Алешин, а на его место будет назначен генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин. В начале сентября «Ростехнологии» объявили о том, что свои активы – акции «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» – объединят в холдинг «Росавто». Тогда речь шла о слиянии финансовых блоков и служб маркетинга двух автокомпаний. С тех пор, впрочем, никакого движения в этом направлении не было, а сотрудничество между заводами сохранилось на том же уровне, что и раньше,
До того, как генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин войдет в совет директоров «АвтоВАЗа», он не будет участвовать в обсуждениях в правительстве. На самом деле, пока сложно сказать, в чем именно будут состоять его обязанности на «АвтоВАЗе». Изначально ведь речь шла о создании холдинга «Росавто». Об объединении компаний – «АвтоВАЗа» и «КамАЗа». Тем не менее, пока ничего по этому вопросу не сделано.
Это, кстати, не значит, что сотрудничества между заводами не идет. «АвтоВАЗ» выполняет для нас заказы, мы им поставляем некоторые кузовные элементы, но так было почти всегда. Тем не менее, никаких структурных изменений пока нет, и даже актикризисные программы у заводов у каждого своя. Хотя, несколько недель назад делегация «АвтоВАЗа» и приезжала на «КамАЗ», чтобы изучить нашу антикризисную программу, и использовать ее в своем антикризисном плане.
– предприятия помогают друг другу отдельными заказами.
Чиновники уверяют, что для них не имеет принципиального значения, с кем вести переговоры
То, что интересы «АвтоВАЗа» в правительстве впоследствии будет представлять Сергей Когогин, уже известно. Как мы понимаем, это часть инициативы по объединению «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» в единый холдинг. Если это поможет предприятиям, в министерстве такие начинания тоже поддержат. Тем не менее, для нас не принципиально, с кем вести переговоры относительно будущего «АвтоВАЗа».
присутствие Когогина может ощутимо помочь заводу. В 2002 г., когда он пришел на «КамАЗ», предприятие находилось лишь в чуть лучшем положении, чем «АвтоВАЗ» сегодня. В Тольятти Когогин будет делиться своим опытом и выступать в позиции эксперта. Реальное управление останется на уровне «Ростехнологий».
Одновременно Игорь Комаров станет первым в истории «АвтоВАЗа» «марионеточным» президентом – то есть лишенным права принимать стратегические решения
За всю историю существования «АвтоВАЗа» такого еще никогда прежде не было – впервые за сорокалетнюю историю завода президент «АвтоВАЗа» не войдет в совет директоров. Это, безусловно, наводит на определенные нехорошие мысли о будущем завода.
значит, его команда, как и сам он, пробудет на заводе лишь ограниченное время. И снова «АвтоВАЗ» начнут реформировать с нуля, возложив ответственность за состояние завода на плечи предыдущей команды.
Между тем время уходит, а новости из Тольятти не внушают оптимизма. Завод рапортует о краже деталей и пропаже нескольких тысяч уже готовых автомобилей. Долг завода с каждым месяцем становится все внушительнее, а спрос на модели, которые выпускает завод, падает. Не помогают даже льготные автокредиты и заградительные ввозные пошлины. В способность заводской команды подготовить грамотную антикризисную программу к совещанию 10 ноября поверить сложно. Еще немного, и завод окажется в положении, когда наличие или отсутствие программы по преодолению кризиса уже не будет иметь никакого значения.
Елена Ходякова
(с)
http://slon.ru/articles/170333/