Покаяние и молитва
На войне человек сталкивается со средой, способствующей умножению зла и вокруг него, и в нём самом. Будучи изначально повреждён грехом, человек не сможет в такой обстановке сохранить душевное здоровье, если HIS будет вни¬мательно относиться к себе и непрестанно вести борьбу с внутренним злом. «Вести государствен¬ную борьбу со злодеями есть дело необходимое и духовно верное; но пути и средства этой борьбы могут быть и бывают вынужденно неправедные. И только лучшие .'поди способны вынеети вэу не-праведность, не заражаясь ею, найти и соблюсти в ней должную меру: помнить о её неправедно¬сти и о её духовной опасности и найти для неё личные и общественные противоядия» .
Убийство на войне, как дело вынужденно не¬праведное, можно сравнить с обоюдоострым ме¬чом. Им мы можем и остановить злодея, и нане¬сти тяжёлые или даже смертельные раны самим себе. Убивая противника, воин совершает над ним суд, пресекая для него дальнейшую возмож¬ность изменить свою жизнь. Он в некотором роде берёт на себя ответственность за его дальнейшую судьбу в мире ином. «...Кризис, переживаемый убившим, оказывается ещё более глубоким от то¬го, что самый акт убийства устанавливает меж¬ду ним и павшим от его руки особую, мучитель¬ную по своей интенсивности и по отсутствию творческой перспективы духовно-нравственную связь» . И если воин не осознаёт глубину этой связи и меру своей ответственности, не молится за тех, кто пал от его руки, то последствия такой безответственности могут быть для него по-на¬стоящему трагическими.
На войне легко пересекается тонкая грань между делом вынужденно неправедным и воен¬ным преступлением, грехом. Невольные убий¬ства мирных жителей, гибель соратников от «дружественного» огня и тому подобные дей¬ствия оставляют в душе воина тяжёлые раны. Покаяние и молитва, ответственность за всех, кто погиб от твоих действий, вольных или не¬вольных, — вот способ остаться человеком и не превратиться в зверя. Человек должен хорошо осознавать, какой опасный меч он получает в свои руки. Поэтому ему следует внимательней¬шим образом относиться к чистоте своей души, врачуя её участием в таинствах Церкви и стро¬гой духовной жизнью. «В этом приятии своей судьбы и меча человек «полагает свою душу», но утверждает свой дух и достоинство. Он полагает свою душу не только в том низшем смысле, что соглашается отдать свою земную жизнь в борьбе со злодеем, но ещё и в том высшем смысле, что берёт на себя совершение дел, бремя которых он потом несёт, быть может, через всю жизнь, содрогаясь и отвращаясь при непосредственном воспоминании о них. Он принимает не только бремя смерти, но и бремя убийства; и в бреме¬ни убийства не только тягостность самого акта, но и тягость решения, ответственности и, мо¬жет быть, вины. Его духовная судьба ведёт его к мечу, он принимает её. И меч становится его судьбой. И в этом исходе, в этом героическом разрешении основной трагической дилеммы он не неправеден, он прав» .
Протоиерей Димитрий Василенков, протодиакон Владимир Василик. «Путь Архистратига. Преодоление зверя». СПб., Град духовный.