Выкладываю небольшой отчетец по автопутешествию в Республику Алтай в июле этого года. Надеюсь кто не знаком с горным Алтаем будет интересно. Я постарался собрать несколько фоток, за качество не пинать, все снималось на видеокамеру, потом для отчета выдергивал фото с видеоряда.
Краткая характеристика поездки: вид отдыха - дикий, по возможности избегаем ночевок на базах, однако наличие рядом других туристов желательно. Средство передвижения - карбюраторный ВАЗ 21099 1999г.в. Экипаж: я - водитель, жена - штурман, оператор, сын 6 лет - пассажир.
Маршрут: Барнаул - Бийск - Солонешное - Черный Ануй - Усть-Кан - Туекта - Онгудай - Акташ - Улаган - пер.Кату-Ярык - Улаган - Акташ - Кош-Агач - далее обратно по Чуйскому тракту ч/з Горно-Алтайск - Бийск - Барнаул.
Итак, понедельник 16 июля 2007г., сборы окончены, взято: палатка, теплые вещи, газовая плитка (оч удобная вещь), удочки, еда. Дополнительно куплены карты, инвертор 12/220В, ремни ГРМ и генератора, трос сцепления. На еде поподробнее: можно ничего не брать с собой вообще, еда в деревенских кафешках конечно без претензий на изысканность, но и пищевых отравлений зафиксировано не было. К тому же в магазинах продукты и пиво можно купить.
Трасса до Бийска - хороший асфальт едем не напрягаясь 120-130км/ч.
Около 14 часов проезжаем Бийск, на центральной магистрали кипит работа - ремонтируют убитую в хлам дорогу. Почти проехав город поворачиваем на Белокуриху вместо того чтобы ехать далее по Чуйскому тракту. Сей выбор был сделан осознанно дабы объехать ту толчею что твориться в это время года в районе турбаз на Катуни возле Горно-Алтайска. Дорога вначале хороший асфальт, далее участки ремонта, и после поворота на Солонешное чуть разбитого асфальта, а потом вообще щебенка.
В Солонешном запаслись мясом для шашлыка, расспросили местное население как выбраться на нужную дорогу и в путь. По дороге попадаются несколько летних лагерей - огороженные участки вдоль берега Ануя с установленными палатками и минимальными удобствами. Проезжаем мимо и останавливанмся на ночевку немного не доезжая с.Черный Ануй.
Для желающих неподалеку туркомплекс "Денисовы пещеры" есть экскурсии в эти самые пещеры, а также на каскад водопадов на р.Шинок. Время около 18 часов, отдыхаем, пройдено за день примерно 350км (примерно потому как специально не следил за одометром).
Вторник 17.07.07. Выезжаем в 12-00, дорога щебень, за машиной огромный хвост пыли, навстречу никого, попутно тож никого, наслаждаемся пейзажами.
Проехали пер.Келейский (1313м) понял что идем на перевал только когда пришлось переключиться на третью, толи пропустил указатель, толи его вовсе небыло. Спустившись вниз остановились отдохнуть. Залез под капот и немного огорчился увиденным - такое ощущение, что из бачка выплюнуло часть тормозухи - весь бачек, ГТЦ и на коробке тормозуха. Уровень правда в норме но на заметку сей факт взял. Далее до Усть-Кана, пообедали в кафешке и двинулись в сторону Чуйского тракта. Была правда мысль сделать крюк и смотаться до Усть-Коксы, но решили не отклоняться от намеченного маршрута. В 14-13 забрались на пер.Ябоганский (1492м).
Приятно удивила новая асфальтированная дорога на перевал, будучи 6 лет назад в тех местах ни о каком асфальте речи не было. Наверху беседка, санузел, баки для мусора вобщем все цивильно. Немного отдыхаем, любуемся видами, едем дальше. В 15 с небольшим выезжаем на Чуйский в районе с.Туекта, дальше асфальт, с.Онгудай и наша программа минимум на сегодня - пер.Чике-Таман (1295м). К перевалу подъехали в 16-17, небольшая проверка тех. состояния железного коня
и в 16-29 мы на верху перевала. Надо сказать, что при не самой большой высоте Чике-Таман вызывает массу положительных эмоций, обилие поворотов вкупе с довольно динамичным подъемом очень впечатляет ровно как и виды открывающиеся сверху.
Порадовался за машину - подъем прошел идеально, как говориться без сучка, рядом две кипящие газели, камазы, много народу, продают сувениры, шашлыки. Спускаемся вниз
и далее до нашей сегодняшней стоянки р.Б.Ильгумень в районе слияния с р.Катунь - место довольно популярное у туристов особенно водников. На этом месте довольно большая турбаза. К услугам посетителей деревянные домики, парковка и т.п.
Мы же находим неподалеку съезд к реке и замечательную полянку шириной метров 150, вместе с нами на поляне семья из Новосиба, благо места достаточно, отдыхаем, общаемся, пьем пиво. Итого за день 5 часов пути или около 190км (весьма не напряженно).
Среда 18.07.07. Выдвигаемся в сторону с.Акташ. Время что-то около 9 часов.
По дороге останавливаемся поглазеть на песчанные горы, есть места где песок стоит вертикальной стеной метров наверное 10 высотой и непонять как держится, впечатляет вобщем. В Акташе появляемся где-то в 11-30, плотно обедаем в найденой кафешке и устремляемся в подъем в сторону Улагана.
Дорога итак каменистая изрядно попорчена прошедшим только что грейдером и в первый раз за нашу поездку на узкой дороге пришлось еще и лавировать меж вывороченных каменюк. "Красные ворота" - место где дорога проходит меж двух скал красного цвета проходим не останавливаясь, начинается хороший дождик, проезжаем "Мертвое озеро" такое довольно большое озеро, кругом таблички с запретом на съезд к озеру. Добрались до базы на озере Узункель и все-таки решили остановиться на ночлег на базе: во-первых ливень с грозой и градом начисто отбил желание расположиться в палатке, во-вторых стало довольно холодно да и вообще почему бы и нет? Стоило данное удовольствие в виде бревенчатого домика с двумя кроватями и печкой-буржуйкой 500руб/сутки.
Свободного времени сегодня у нас было много, переждав дождь расчехлили наконц спининги и двинули на озеро. Пробег за этот день всего около 170км.
Четверг 19.07.07. Время 8 часов, завтракаем, утренний кофе, собираемся в дорогу. Я весь в предвкушении - сегодня мы должны добраться до долины р.Чулышман. Расспросив у местного населения дорогу выдвигаемся.
Проезжаем пер.Улаганский (2080м) такой длинный подъем с длинным спуском, далее где-то в начале десятого проезжаем с.Улаган и поворачиваем на с.Балыктуюль. Дорога кошмар, во всю ширину дороги как будто выстлан крупный волнистый шифер и это на протяжении как мне показалось километров 10. Долго пытался приспособиться и найти оптимальную скорость чтоб и передвигаться не по-черепашьи и чтобы зубы не клацали. В Балыктуюле повернули на северо-восток, прошли несколько километров, поглазели на Пазырыкские курганы. Приведу цитату из
www.altaitravel.ru "Перед взором посетителей предстают огромные насыпи из камней, покрытых лишайниками и мхом. У самого большого кургана лежат бревна и стоят деревянные столбы, оставшиеся от древней погребальной камеры. Раскопанные курганы поражают и разочаровывают одновременно. Поражают своими размерами, древностью, которую они как бы источают в сочетании с суровой природой. Разочаровывают своей опустошенностью, брошенностью на произвол судьбы". Далее идет немного неприятная дорога с торчащими камнями-лезвиями. Был повод побеспокоиться за колеса. Потом довольно трудная для меня горная каменистая дорога: спуск, подъем, снова спуск, поворот, поворот, первая, вторая передачи, редко третья, выезд на участок дороги метров в 200 где слева за небольшой обочинкой только пространство... и далеко внизу тайга с изумительным по красоте озером. Итак, 11-39 мы добрались до долины Чулышмана. Скажу сразу ЭТО то, что нужно видеть глазами, грандиозную картину не в силах охватить никакой объектив ровно как и передать ощущения. От увиденного у меня, человека не сказать что сильно впечатлительного просто перехватило дух. Вниз в долину виляет Кату-Ярык.
До поездки я был наслышен об этом перевале относительно возможности форсировать его на 99-ой. Как бы там ни было вниз спускаться не стали отчасти из-за моих переживаний по поводу тормозов (как потом оказалось не беспочвенных - к концу поездки они издавали жуткий скрежет, при замене дома передние колодки оказались стерты практически до металла). Этот момент внес некую ноту незавершенности в нашу поездку ведь хотя этого и не было в планах, но в душе я лелеял маленькую надежду добраться до южного берега Телецкого озера. Ну чтож, возвращаемся в Акташ. Делаем остановку на Улаганском перевале. В центре круга изваяние и много-много монет вогруг, возможно какой местный ритуал, а возможно просто распространенный обычай бросать монетки, мы тоже оставили несколько монет.
Далее остановка у "Красных ворот" погода теперь благоприятствовала тому чтобы все рассмотреть по-хорошему.
Доезжаем до Акташа, обедаем и, не задерживаясь долго, держим путь на Кош-Агач. Вот показались снега Северо-чуйского хребта.
Вот Курайская степь - место где огромное количество разного рода пара- и дельтапланеристов. И, наконец, Чуйская степь - местность какую я честно говоря не ожидал увидеть после грандиозных гор и тайги. Здесь же по-моему полное отсутствие деревьев как таковых, да и остальной растительности мизер и почва что-то напоминающее строительную песчанно-гравийную смесь.
Въезжаем в Кош-Агач в районе 6 часов, пополняем запасы продовольствия.
Некоторое время находимся в раздумье относительно места для стоянки. Решаем двигаться в сторону Джазатора (по указателю 140км). На развилке за Кош-Агачем расспрашиваем алтайца про дорогу, получаем исчерпывающий ответ и удивленнное выражение лица - "На этом в Джазатор?" и смотрит на нашу 99-ю. Двигаем в указанном направлении и помаленьку начинаем выпадать в осадок от дороги. Пересекли Чуйскую степь - дорога с огромными каменюками ехать более 40км/ч не реально, как ни уворачивался все же поймал защитой пару камней. Начали подниматься в горы, встретили недвижимую "пятерку" с четырьмя алтайцами на борту, дорога стала вообще невыносимой, поэтому после некоторых сомнений всеже повернули обратно. Итого мы смогли углубиться всего на 30 км. Вернувшись в Кош-Агач, точнее проехав его определяемся со стоянкой на эту ночь, находим съезд к реке и большую площадку, как выяснилось место популярное среди водителей - на ночь кроме нас остановился камаз-долгуша и пара газелей. На часах 20-00, наконец есть возможность отдохнуть, день выдался тяжелым и богатым на впечатления. Время за день в пути с переывами 11 часов пройдено около 270км. Костер и кружка пива оказались как нельзя кстати.
Пятница 20.07.07. Утро и половину дня проводим в свое удовольствие - рыбачим, загораем. Небо чистое, а солнце настолько яркое, что у меня по-моему голова обгорела сквозь волосы. В четвертом часу собираемся и выдвигаемся в направлении Горно-Алтайска. По пути несколько остановок, покушать, отдохнуть, заглянуть под капот - чего-то начал сопливить бензонасос. Ну и конечно остановка на Семинском перевале.
Добираемся до Усть-Семы, смеркается, решаем останавливаться на ночлег. Нам следовало помнить, что сегодня пятница, вечер и отвыкший за неделю от толпы я был ошарашен ТАКИМ количеством народа. Буквально каждая пядь берега, полянки, базы просто забиты отдыхающими. Мне показалось что отдыхающих тысячи, нет десятки а может и сотни тысяч. Потолкавшись немного поворачиваем в сторону Манжерока и недалеко от с.Чепош за 200руб. получаем свои 4 метра берега оборудованные столиком и очагом для костра. Ужас. Время 11 часов, ставить палатку нет ни сил ни желания, ночуем в машине. Итог за день что-то около 400км и около 7 часов в пути.
Суббота 21.07.07. Утренний кофе, сборы, лыжи в направлении дома. По дороге останавливаемся прикупить сувениров, пробиваемся к Горно-Алтайску движение напряженное, возле мостов на "Бирюзовую Катунь" и оз.Ая жуткая толпа страждущих переправиться перекрывает половину дороги. За Горно-Алтайском обыкновенное спокойное движение по трассе асфальт нормальный, скорость - по желанию. Еще одна остановка - дань традиции в с.Сростки, поедание пирожков и молодой картошки с малосольными огурцами. Финишный рывок и к 16 часам прибываем в Барнаул. Уфф.
И несколько итоговых слов: за 6 дней пройдено где-то 1700км (за точность не ручаюсь), маршрут получился очень удачным в плане получения впечатлений начиная с певого дня и до завершения. И машина умница справилась со всеми буераками. И еще, не претендуя на лавры гуру-путешественника осмелюсь все-таки посоветовать едущим в Алтай, не ограничивайте себя озером Ая и Манжероком - едьте за Семинский, за Чике-Таман сожалеть не придется. Точно.[/img]