На российский рынок возвращаются вексельные схемы расчетов - с 2009 года "АвтоВАЗ" собирается оплачивать деньгами только 30% контрактов с поставщиками, пишет "Коммерсант".
О том, что с нового года "АвтоВАЗ" переходит на вексельную схему расчета с поставщиками, газете рассказали несколько партнеров завода. Об этом было объявлено на общей конференции поставщиков на минувшей неделе.
Завод признал, что на конец года накопит перед ними долг в объеме около 20 миллиардов рублей, а денег на погашение нет. Вместо этого 30% суммы "АвтоВАЗ" оплатит своими векселями, еще 30% - векселями работающих с заводом банков, 10% придется на факторинговые операции (предположительно Альфа-банка), а на деньги - оставшиеся 30%.
Такой будет и схема расчетов по новым поставкам. Она начнет действовать с февраля, когда АвтоВАЗ заработает после каникул. Как долго просуществует вексельная схема, поставщики не знают. Им лишь известно, что срок погашения векселей составит не менее полугода.
Президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин подтвердил "Коммерсанту", что завод вводит новую схему расчетов с поставщиками, а также уточнил объем задолженности - 19 миллиардов рублей. Но, по словам топ-менеджера, она "должна сформироваться только к концу года и может быть ниже, все зависит от того, что у завода будет с продажами".
Продажи сейчас падают (по оценкам Банка Москвы, по некоторым семействам - на 20%), и сам Алешин уже говорил, что складские запасы достигнут к концу года 125 тысяч машин (двухмесячный объем).
Партнеры автозавода полагают, что в результате возникнет цепная реакция неплатежей. Она больнее всего ударит по поставщикам второго и третьего уровня вплоть до их остановки, которая может обернуться остановкой самого "АвтоВАЗа".
В случае остановки поставщиков второго и третьего уровня конвейер "АвтоВАЗа" может остановиться не до февраля, как предполагается сейчас, а до марта. Разорвут этот круг только деньги государства, уверены эксперты издания.