Сразу оговорюсь – практического смысла маршрут сей не имеет и ориентирован на жителей республики Татарстан, которым (как мне) по выходным дома не сидится.
Итак, в эту субботу съездил в Й-олу маршрутом Казань-Атня-Морки-Зеленогорск-Ронга-Советский-Ола. До этого 25 лет мотался туда по «наезженной колее» через Зеленодольск. При поездке традиционным маршрутом обычно создаётся впечатление, что Марий-Эл – глухомань. При поездке через Атню ждал большую глухомань, а оказалось наоборот. Создалось впечатление, что основная плотность населения Марий-Эл сосредоточена в восточной части. И леса почти нет.
Дорога Казань-Атня отличного качества, однако, узкая и извилистая. После деревни Усады засады ГИБДД кончаются от того, что далее по вышеуказанным причинам благоразумный водитель сам быстрее разрешённых 90 км/час не поедет. Перед Атнёй – последняя приличная заправка, далее (за исключением 2-3х колхозных) до самой Олы не будет. Следует помнить, что бензин у марийцев почти на три рубля за литр дороже татарского. В Атне перед центральной площадью, на которой мечеть стоит, поворачиваем налево (узел связи Таттелеком остаётся справа) и далее двигаемся следуя изгибам дороги. Указатели отсутствуют. На выезде из Атни развилка, надо налево. Всю дорогу следует руководствоваться правилом – если встречается знак «пересечение с второстепенной дорогой», то следует двигаться по главной. Граница между Татарстаном и Марий Эл никак не обозначена, но после неё качество дороги резко ухудшается – она становится как после бомбёжки. Ехать можно, непрерывно лавируя, благо движение почти полностью отсутствует. И так до Морков. Морки – небольшой приятный городок с внушительным храмом и спокойным течением жизни. Сразу после Морков развилка. В Олу можно ехать в любом направлении, но в рамках данного маршрута нам направо, в Зеленогорск. Через десяток километров попадаем в восточную часть Марийских лесов. Лес чахлый, стоит в болоте и посему грибных мест там явно не наблюдается. За Зеленогорском асфальт кончается и начинается широкий укатанный грейдер протяжённостью приблизительно 20 км (не засекал). Скорость 40-60 км/час. Перед Ронгой начинается нормальный асфальт, далее до Советска – бетонка времён холодной войны, а от Советского – вполне приличная автострада. Длина маршрута – порядка 200 км, я преодолел его за 3,5 часа. За всю дорогу туда гаишники попались только один раз – на въезде в Й-Олу. Обратно ехал обычным маршрутом и тоже за три часа из которых половину потратил на объездную вокруг Зеленодольска и трассу Зеленодольск – Казань. Первая хоть и облегчает жизнь водителю, но построена через ж…. За те же деньги можно было бы реконструировать дорогу в сторону Стекловара и практически при том же расстоянии сразу выходить на объездную вокруг Казани. Так нет – кому-то понадобилось вырубать корабельный лес и по всей протяжённости (местность болотистая) насыпать 5-метровую дамбу. Вторая – на реконструкции. Почти по всей длине скорость ограничена 50 км/час, пробки.
В Йошкар-Оле рекомендую купить марийской колбаски и копчёного мяса, которые на 15% дешевле, чем в Татарстанских магазинах, а также настоятельно рекомендую купить нефильтрованного пива, которое варят в деревне Медведево. Оно светлое, и всякие балтики, туборги и проч. – рядом близко не валялись. Не пиво, а песня! Ну и посетите сквер Наты Бабушкиной, который находится в центре города на ул. Советской, напротив Марийского госуниверситета. Это марийская парашютистка (очень красивая, судя по фотографиям в Интернете), разбилась в 1936 году в возрасте 21 года. В 30-е годы она была такой же знаменитостью, как Чкалов или папанинцы, и считалась невестой № 1 СССР. Марийцы плохо хранят память своих героев, парк находится под угрозой вырубки и застройки.