Юрий Целиков: Программа утилизации - кость в горле для "Рено"
Наша очередная встреча с бывшим президентом международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа, ветераном завода Юрием Целиковым была приурочена не только к 40-летию выпуска первого тольяттинского автомобиля (19 апреля). Он рассказал любопытные факты, связанные с программой утилизации, а также подверг сомнению план стратегического развития предприятия до 2020 года.
И все же наш разговор мы начали с юбилея любимой народом "копейки".
- С первой "копейкой" связана почти детективная история, - начал Юрий Кузьмич. - Осенью 1999 года газета "Комсомольская правда" по инициативе обозревателя Юрия Гейко объявила конкурс под таким названием: "Руководство ВАЗа подарит новый автомобиль тому, кто дольше всех ездит на "Жигулях!". Со всей страны начали приходить письма - их было более 10 тысяч. Гейко отобрал для проверки несколько десятков писем, попросив меня проверить машины по трем адресам. Интуиция повела на улицу Крайнюю, в Самару, где находился автомобиль с номером кузова 38, принадлежащий пенсионерке Елене Зимихиной. Приехал я к ней со своим товарищем - ветераном ВАЗа Игорем Быстрицким в феврале, гараж был заметен под самую крышу. Пришлось долго копать. Затем мы открыли капот автомобиля, посмотрели на табличку "номер для запчастей", и волосы у меня зашевелились. Там был номер 0000001 - сошла с конвейера в августе 70-го. Это порядковый номер схода с конвейера товарных автомобилей. Когда мы доставили эту "копейку" в Тольятти, работники вазовского музея и бывшие водители-испытатели подвергли сомнению, что этот автомобиль действительно первый. Пришлось табличку с номером для запчастей отправить на экспертизу, где эксперты криминальной милиции и работники исследовательского центра ВАЗа проверяли, не подделала ли ее пенсионерка Зимихина!
- И что, бабушка оказалась честной?
- Да я сразу говорил: "Ну зачем пенсионерке заниматься махинациями, тем более что машина ей досталась от покойного супруга". Проверка показала, что это подлинник, и Зимихиной вручили ключи от новой "одиннадцатой". А эта "копейка" (правда, отреставрированная) сегодня стоит в здании заводоуправления. Как прохожу мимо - сердце учащенно бьется...
Есть еще "копеечная" детективная история. Она связана с машиной, сошедшей с конвейера 16 июля 1971 года. Уникальность ее в том, что она 100-тысячная, причем и двигатель с таким номером, и кузов. Больше таких совпадений нет ни на одном вазовском автомобиле. Так вот, эта машина была передана в управление главного конструктора, а потом в музей ВАЗа. Когда в 2007 году был саммит Россия - ЕС и на завод приехал Путин, ему показали эту машину. Владимир Владимирович хлопнул дверью и выразил свой восторг. А стоявший рядом Владимир Артяков быстро смекнул и решил подарить эту историческую "копейку" Путину на 55-летие. Был издан приказ № 290 от 31 мая 2007 года о безвозмездной передаче автомобиля в управление делами президента России. Мы вместе с Александром Ясинским возмутились и написали в местной прессе, что некорректно дарить реликвию, к которой новые начальники не имеют никакого отношения. Внимания на нас не обратили, сказав лишь: "Не ваше дело!" Машина к тому времени уже стояла в Москве в одном из автосалонов. Я тогда написал эпиграмму:
Ума хватило на копейку
Начальству на музейную
идейку.
Чтоб Путина от смеха
уморить,
Могли бы весь музей
с подлодкой подарить!
Кроме того, мы погнали волну, что этот подарок может быть расценен как взятка должностному лицу и повлечет возбуждение уголовного дела против Владимира Путина и Владимира Артякова. Все эти публикации мы собрали и через своих людей передали в управление делами президента. В тот момент приближались выборы в Госдуму, и мы с Ясинским решили не настраивать народ против Артякова и "Единой России", чтобы нас не обвинили в политиканстве. Но предупредили, что после выборов начнем бороться с новой силой. Меня приглашали к себе пресс-секретарь уже нового президента ВАЗа Бориса Алешина Наталья Сидорук и нынешний министр промышленности области Владислав Капустин. Нам предлагали вариант: купить другую "копейку", отреставрировать ее и передать в наш музей, но мы настаивали на возвращении в Тольятти прежней машины. Музейные работники не верили. Но прошел день рождения Путина - и тишина, а 5 декабря (сразу после выборов) "копейка" вернулась в Тольятти. Причем с хромированным глушителем, новой резиной, колпаками.
- Замечательные воспоминания, однако перейдем к делам нынешним. Программа утилизации показала, что продукция ВАЗа по-прежнему востребована. По сравнению с январем в марте продажи выросли на 70 процентов...
- Программа утилизации развеяла миф о неконкурентоспособности автомобилей Волжского автозавода. По состоянию на середину апреля было подано около 110 тысяч заявок на наши новые машины. Из них более половины - на "классику". Это подтверждает, что нужно возвращаться в ценовую нишу, которая изначально была заложена в проекте - доступный массовый автомобиль для людей со скромными доходами, которых в России подавляющее большинство. Это люди, в которых с каждым месяцем зреют гроздья гнева по отношению к олигархам, чиновникам, губящим отечественный автопром.
Правда есть один момент, о котором молчат. Обычно в марте спрос всегда увеличивается. Плюс не будем забывать, что, зная о стартующей программе утилизации и льготного кредитования, люди не спешили покупать автомобили в январе и феврале. По отзывам дилеров из Тольятти, Самары, Ижевска, Уфы, продавать можно было бы в 2,5 раза больше, чем сейчас. Но нет автомобилей, продавать нечего. Вообще, ситуация парадоксальная. По состоянию на 7 апреля мы имеем более 30 тысяч непроданных автомобилей на складах завода и около 17 тысяч - у дилеров. Можно продать больше, но нет тех автомобилей, которые просят покупатели. Кстати, эти цифры вызывают сомнение, и если сделать инвентаризацию, не исключено, что обнаружатся серьезные недостачи. К тому же первую линию главного конвейера уже разбирают, технологию убрали. На ее восстановление уйдет не менее полугода, но никто этого делать не будет, потому что фирма "Рено" чрезвычайно довольна потерей ВАЗом трети своих мощностей. Их "Логан" уже обгоняет по объемам продаж нашу "Калину". Кто бы что ни говорил, но это очень корректная в пределах действующего законодательства "диверсия" против отечественного автопрома.
- Тем не менее, согласно представленной недавно стратегии развития АВТОВАЗа, уже к 2014-му планируется собирать 905 тысяч автомобилей в год...
- Бизнес-план развития АВТОВАЗа - красивый научно-фантастический роман. 905 тысяч автомобилей в год - на воде вилами писано. Чтобы добиться такой программы, надо работать по-другому. Если к 1 июля этого года прекратится вахтовый метод управления заводом, вероятность выполнения плана - 70 процентов.
- А почему именно 1 июля?
- В эти сроки пройдет годовое собрание акционеров. Если во втором полугодии ситуация не изменится, то все! Денег-то нет. Неужели государство все время будет помогать? Против нашего завода уже настроили весь российский народ. Ну сколько можно кормить эту бездарную московско-французскую команду? Если они такие умные, почему не подняли автопром в Москве? Я скажу вам больше: если французы добьются перевода сборки "Калины" со своих проектных мощностей на главный конвейер (то есть на технологии прошлого века), а на освободившихся современных площадях начнут выпускать свои модели - они угробят завод окончательно! И тогда мы превратимся в отверточный завод с повышенным процентом локализации, о собственном автопроме можно будет забыть. Конечно, Комарову запудрить мозги очень просто, так как он еще не закончил первый класс вазовской школы. Тратятся огромные деньги на содержание иностранных специалистов, а задний подголовник на "Калину" сделать не могут. Когда у нас французов было больше 60 человек, они же ничего не делали, по их собственному признанию. Еще пример: сегодня мы продаем машины в Прибалтику и Украину по демпинговым ценам, то есть в убыток заводу. И зачем это надо? А дилерскую сеть за рубежом продали - и в Финляндии, и во Франции.
- Вы сказали, что против нас настраивают народ. Сейчас едва ли не у каждой команды КВН есть две-три шутки про АВТОВАЗ, не говоря уже об анекдотах, которые распространяются в Интернете. Но ведь согласитесь, анекдоты сочиняют не Карлос Гон, не Сергей Чемезов и не те, кто помогает им разваливать отечественный автопром. Их сочиняют простые автолюбители...
- Их сочиняет, конечно, не Карлос Гон, но при финансовой поддержке можно сочинить великолепные анекдоты и выдать их за народное творчество.
- Развалить ВАЗ через анекдоты и КВН?
- В том числе! А как разваливали СССР? В том числе с помощью анекдотов. Это же целая наука, лучший способ дискредитировать личность. Когда неизвестный тольяттинец разместил в Интернете открытое письмо президенту КВН Маслякову и директору Первого канала Эрнсту с просьбой прекратить на телевидении шутки про АВТОВАЗ, Игорь Буренков (директор по внешним связям завода) сказал, что следует не обижаться на шутки, а думать об улучшении качества продукции. Еще он добавил, что нечего на зеркало пенять. Я согласен с Буренковым, но когда за деньги пишут явную дурь... Над нами смеются те, кто на вазовских машинах уже давно не ездит! Если наши машины такие плохие, почему же сейчас народ бросился их покупать по программе утилизации? Мы выпускаем "рабочую лошадку", а "арабские скакуны" обитают на других "конюшнях". Конечно, наш автомобиль - это не "мерседес". Но ведь "мерседес" стоит миллион и больше.
- Возвращаясь к программе утилизации. Вы сказали, что наибольший спрос на "классику". Значит, и сдают свои машины в утиль люди, которые до этого ездили далеко не на "мерседесах"...
- По состоянию на 7 апреля по программе утилизации продано более 12,5 тысячи автомобилей. Из них около 5 тысяч - "пятерки" и "семерки", почти 3 тысячи - "Калина", 2,5 тысячи - "Самара". На Дальнем Востоке продано чуть более 30 автомобилей. Нечего туда лезть, они там злые на нас! В целом же потребность в наших машинах высока, и это сильно встревожило "Рено". Теперь французы с еще большим азартом будут поднимать цены на наши автомобили. Они не допустят, чтобы спрос на них остался высоким. А теперь о том, что сдают в утиль. Есть даже автомобиль 1943 года выпуска, 4 машины 50-х годов, 30 - 60-го, 250 - 70-го. Начиная с 71 года, когда стала продаваться "копейка", цифра выросла - почти 500 штук, 75-й год - 2 тысячи.
- А какого года выпуска машин больше всего сдано в утиль?
- 1997-го. Около 7 тысяч машин. А знаете почему? Качество автомобилей начало ухудшаться на ВАЗе с конца 80-х годов. Теперь по моделям. Сдают "Понтиаки", "Исудзу", "Крайслеры", "Судзуки", "Хюндаи", "Ситроены", "Фольксвагены", "Альфа Ромео", "Субару", "Шкоды", "Хонды", "Пежо", "Рено", "Митсубиси", "Вольво", "Фиаты", около 60 "Мерседесов" и так далее. Больше всего сдано в утиль автомобилей ВАЗа - около 80 тысяч. Около 10 тысяч "Москвичей", больше 6 тысяч ГАЗов, 2,5 тысячи "Запорожцев".
- Относительно президента АВТОВАЗа Комарова. В одном из прошлых интервью вы предположили, что он долго на своем посту не продержится, так как даже не включен в совет директоров предприятия. Сейчас его готовят в совет...
- Кстати, его выдвинули через несколько дней после того интервью. Это, конечно, случайность, хотя я могу заявить, что вашу газету читают, причем не только на заводе, но и в Москве, Санкт-Петербурге.
- Вы два месяца исполняли обязанности руководителя совета ветеранов ВАЗа. Сейчас вернули бразды правления Александру Ясинскому?
- Да, но от работы не отошел. Впереди празднование 9 Мая, да и подготовку к 100-летию со дня рождения Виктора Полякова нужно начинать уже сейчас.
- Тогда вопрос к вам как к представителю совета ветеранов. Когда осенью многих заводчан пенсионного возраста экстренно выпихнули с АВТОВАЗа, они столкнулись с такой проблемой: в городских поликлиниках их явно не ждали, принимали холодно, со словами: "И так работы полно, а еще вы тут ходите". Примеры есть, хоть люди и не хотят называть фамилий. Как же так получается, Юрий Кузьмич?
- Этого нужно было ожидать, поскольку нет у городских чиновников тех нравственных качеств, которые сегодня требуются. Особенно по отношению к ветеранам.
Беседовал
Тимур КАЛИНИН
P.S. Напоследок Юрий Кузьмич напомнил, что помимо юбилея "копейки" в этом году будет еще одна знаменательная дата - 5-летие начала продаж автомобилей "Калина" (кстати, на первом товарном автомобиле этой модели Целиков ездит до сих пор). Празднование по этому поводу состоится 18 мая в 12.00 в фирме "Восток-Лада", где начались продажи. Туда приглашены и члены клуба "Лада-Калина" - их очень много по всей России.
Для справки:
Рыночная стоимость первых автомобилей ВАЗ-2101
в 1970 году составляла 5500 рублей. Для сравнения: двухкомнатная квартира в Москве тогда стоила 34 тысячи,
а средняя зарплата рабочих и служащих составляла
122 рубля. Что касается 100-тысячного автомобиля,
то немецкие коллекционеры предлагали за него 25 тысяч долларов, хотя когда эту машину хотели подарить Путину,
то оценили ее примерно в 6 тысяч рублей.
http://www.vgorod-tlt.ru/n26-10/?n=1939