Страница 1 из 1
Johann Halter
Россия стремительно увеличивает свой автомобильный парк, но делает это теперь преимущественно за счет иномарок. В январе-декабре 2004 г., по оценкам "АСМ-холдинга", в РФ было произведено автомобилей на 9,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них 80% (всего за 12 месяцев ? порядка 1,1 млн единиц) пришлось на легковые автомобили. Неплохие показатели, но ? смотря с чем сравнивать. Раньше любили все сравнивать с 1913 годом, теперь ? с 1990-м. Так вот, по производству легковых автомобилей в прошлом году Россия, конечно, значительно превзошла 1913 год, но ? что особенно приятно ? вышла, наконец, на уровень 1990-го (когда в РСФСР было произведено 1,102,600 легковых автомобилей). Есть, правда, одно существенное отличие: нынешний рост, как утверждают эксперты "АСМ-холдинга", достигнут в основном за счет наращивания выпуска автомобилей зарубежных марок.

Теперь о том, что касается продаж. Всего, по предварительным экспертным оценкам, в 2004 г. в РФ было продано 1,65 млн легковых автомобилей, тогда как годом ранее ? всего около 1 миллиона. Как изменяется структура рынка? Во-первых, резко растет импорт новых автомобилей: за прошедший год он увеличился втрое, и в настоящее время "новые иномарки" составляет 18-20% авторынка. В этом сегменте рынка наиболее активно растет спрос на японские и корейские автомобили. По мнению экспертов, эта тенденция обусловлена, в первую очередь, наличием широкого выбора моделей азиатских производителей в наиболее востребованном ценовом диапазоне $15-20 тысяч. При этом японцы и корейцы уверенно вытесняют европейцев из этого сегмента российского авторынка: за прошедший год в РФ на 20% сократился объем продаж автомобилей "Шкода", на 30% ? "Ягуар" и на 50% ? "Сеат".

А вот подержанные иномарки вовсе уходят с рынка: их доля в прошедшем году претерпела самое значительное сокращение в связи с введением драконовских пошлин на ввоз "несвежих" машин из-за границы. Если в 2003 г. на подержанные иномарки приходилась почти четверть рынка, то в прошлом году ? всего порядка 15%. Зато в образовавшуюся нишу бурным потоком хлынули новенькие "Волги" и "Жигули", поскольку это именно их ценовой диапазон. Благодаря чему произошел невиданный рост производства на "ГАЗе" ? 30% (по "Волгам") и более скромный на "ВАЗе" ? 9%. Так что пошлины сделали свое дело: поддержали отечественного производителя. Правда, это лишь единовременный эффект: больше такой ниши нашим автозаводам они обеспечить не смогут. Поэтому, согласно предварительному плану "АвтоВАЗа", объемы производства завода в этом году останутся на уровне 2004 года. А как бы не пришлось сокращать! Ведь даже несмотря на уход подержанных иномарок, доля продукции российского автопрома (отечественных марок) на рынке сокращается: если в 2003 г. она составляла 60%, то в 2004 г. ? не более 56%. Эксперты предсказывают, что уже в этом году иномарок (в том числе, конечно, и местной сборки) в России будет продано больше, чем всех наших моделей, вместе взятых. Сейчас доля иномарок российской сборки составляет порядка 8-9% рынка.

Еще одна важная тенденция: рост продаж автомобилей в кредит. Эксперты говорят о настоящем кредитном буме. В прошлом году каждый третий автомобиль в России продавался в кредит. А последние месяцы некоторые автосалоны утверждают, что продажи в кредит достигли 70%. Впрочем, бумом эту тенденцию можно назвать лишь потому, что кредитование у нас развивается практически с нуля. По сравнению же с развитыми странами, наши 30-35% продаж в кредит ? это мало. В США, например, в кредит продается около 80% автомобилей, в Европе ? свыше 50%. Впрочем, довольно скоро мы должны выйти на "европейский уровень".

А еще эксперты подметили одну интересную деталь: расширение практики кредитования работает против российского автопрома! Как? Да очень просто. "Покупка автомобиля в кредит позволяет покупателям оперировать более значительной суммой, следовательно, они могут сделать выбор в пользу иностранных производителей", ? утверждает аналитик инвестиционной компании "Проспект" Ирина Ложкина.

Что касается 2005 г., то эксперты не предрекают каких-либо кардинальных изменений в тенденциях развития нашего авторынка. Иностранные производители будут продолжать теснить отечественный автопром. Этому будет способствовать и дальнейшее развитие потребительского кредитования. Кроме того, в конце года должны завершиться переговоры по вступлению России в ВТО, и их итоги поставят окончательный диагноз: сколько осталось жить российскому автопрому... Конечно, ВТО может пойти ему и на пользу, но только в том случае, если он станет более гибким в своих методах работы и более ответственным в вопросах качества. Вот Китай, к примеру, вступил в ВТО в 2001 г. и не жалуется: доля импортных автомашин на его рынке составляет не более 5%. Зато почти все известные "иномарки" производятся внутри страны: автомобильные концерны создали здесь свои производства и на них трудятся местные рабочие. Конечно, в России несколько выше цена рабочей силы, чем в Китае, но зато выше и уровень профессиональной подготовки кадров. Так что наша страна теоретически вполне конкурентоспособна. Вот только инвестиционный климат подкачал. По-прежнему процветает налогово-взяточная система, да теперь еще возникла угроза неожиданной экспроприации собственности государством. Одним словом, "системные риски". Еще эксперты говорят (впрочем, и сами знаем!), что качество комплектующих у нас весьма низкое. Но это дело поправимое: Китай тоже до недавних пор не славился высоким качеством своей продукции, однако кое-чему уже научился и уже претендует на третье место в мире по объему выпуска комплектующих для авто (после США и Японии).

В общем, инвесторы пока пребывают в нерешительности: идти им в Россию или нет ? и хочется, и колется. Тревожным сигналом стал недавний отказ концерна Volkswagen от подписания окончательного контракта на строительство своего производства в Подмосковье. Однако российские эксперты полагают, что это отказ не окончательный. А ведь собираются к нам и другие известные производители, в том числе Mercedes и Toyota. Возможно, именно 2005 г. станет определяющим в их стратегии относительно нашей страны. А пока ? российский автопром собирает последние для себя сливки с рынка, эпоха "Волг" и "Жигулей" подходит к концу.


?Да здравствует сюрприз!? - пелось в советской песенке. Да, видали мы сюрпризы... но чтоб такое! Неожиданностей минувший год принес достаточно. В том числе и на рынке новых иномарок. За каких-то 12 месяцев фирменные салоны со вполне определенной целью посетило около 400 тысяч россиян! Кто же празднует победу на этот раз? Пробежимся по традиционному хит-параду.
Top10 продаж по итогам года возглавила Hyundai. Пятьдесят с лишком тысяч проданных авто ? статистика серьезная, с ней не поспоришь. Каких-то три месяца назад любимые нами ?японцы? отставали всего на 3000, и большинство аналитиков предсказывали красивый финиш под знаком Toyota. Ан нет, ?корейцы? не только сохранили лидерство, но и увеличили отрыв.

Дилерам Hyundai подыграло несколько обстоятельств. Во-первых, разнообразный и в большинстве доступный модельный ряд. На Accent российской сборки по-прежнему приходится значительная (40%) доля успеха при сохранении отпускных цен. В психологически комфортный диапазон ?до $15 000? укладываются Getz (продано 11 125 машин) и базовая Elantra (7904). Подороже, но выше классом Sonata (5931). Toyota же хоть и несильно, но взлетела в цене: Corolla теперь ?начинается? с $17 400 ? совсем другой контингент. Хотя, как показывает практика, и в этой нише наш покупатель не в диковинку: почти 13 000 из 43 867 реализованных Toyota приходится именно на Toyota Corolla. Второе место по-прежнему занимает респектабельная Camry (9797), а самым популярным в России внедорожником стал RAV4 (6156).

Конечно, сделала свое дело грамотная маркетинговая политика генерального дистрибьютора Hyundai ?Карнэт-2000?: компания старательно расширяет сеть дилеров и повышает качество обслуживания. А российская сборка! С началом производства на ТагАЗе Sonata V эта модель продается на порядок (!) лучше прежнего. Доля продукции СП в общем объеме сбыта Hyundai перевалила за 50%.

Не по зубам массированный корейский удар оказался и Ford Motor Co., переместившейся в рейтинге ?любимых? со второй позиции на третью. И это при рекордном итоге в 39 241 автомобиль! Ну что тут скажешь... В фаворе, как всегда, всеволожский Focus ? их у нас купили 28 000. Второй год подряд это самая популярная иномарка на российском рынке (не считая Chevrolet Niva, конечно) ? виват! Извечная соперница Daewoo Nexia приотстала, но ненамного. В наступившем году у Focus есть все шансы удержать и укрепить лидерство: недавно объявленные цены на Focus II (читайте в этом же номере) заставили публику шумно выдохнуть. Плюс кредит под 4,9% годовых ? держись, Hyundai.

А что же ?народная? Uz-Daewoo? Увы, лишь на четвертой позиции. Ассортимент-то у ?узбеков? пожиже будет. Nexia, Matiz ? вот и весь счет. И все же компания точит сабли, не собираясь сдавать лидерство. Уже пошел десант из новых модификаций удачливого Matiz ? и узбеки, подогретые всеобщим интересом, наметили себе на этот год план в... 60 000 машин!

Замыкает пятерку самых-самых Mitsubishi ? еще одна сенсация сезона. Их дилерам под мудрым руководством ?Рольф-Холдинга? удалось перешагнуть отметку в 30 000 проданных авто (напомним, в прошлом году Mitsubishi реализовала 17 663 машины ? правда, заняв тогда четвертое место). Отличный рывок! Из всего многообразия ?бриллиантовых? моделей россияне, не сговариваясь, предпочли Lancer (17 502). Отлично продаются Outlander (3246) и Space Star (2049), обратили внимание на новый Colt (657 штук за три с небольшим месяца). Еще 93 наших соотечественника поставили в гаражи Evolution VIII.

Nissan улучшил продажи втрое и взлетел с восьмого места на шестое. Во многом стараниями компании ?Ниссан Мотор РУС?, которая вступила в права генерального импортера как раз 1 января прошлого года. Неизменные бестселлеры ? Almera (12 852 машины) и Primera (7618). Хорошо пошел обновленный X-Trail (3376).

Несмотря на успехи корейского собрата, у KIA на сей раз лишь седьмая позиция. На пару с дилерами ?Автотора? KIA-Sandol выбила-таки 18 759 ?очков?, в основном за счет Rio отечественной сборки (7758). Три четверти проданных в России автомобилей этой марки собраны в Калининграде.

Уступив свое прошлогоднее место KIA, в Renault не унывают. Да и с чего бы, если показатели выросли на 42%! При нынешнем-то курсе евро! Лучше всех продается Symbol ? 7361 машина. Огромной популярностью пользуется Megane (5856): покупателей приманили кузовом седан. В 2005 году модельный ряд еще расширится за счет импорта. Да и долгожданный Logan вот-вот подоспеет.

Если бы мы включали Chevrolet Niva в иномарочный рейтинг, то ?американцы? были бы неоспоримыми лидерами. Только дилеры Chevrolet обеспечили себе 56 514 новых клиентов (53 886 ? покупатели Niva). Много надежд у российского представительства General Motors на новый модельный ряд (Aveo, Lacetti, Rezzo, Evanda); на ?Автоторе? уже вовсю собирают Tahoe и TrailBlazer. За год нашли своих хозяев 83 отечественных Hummer H2.

Среди других брендов GM отличился Opel, вытеснив с девятого места Peugeot. В лидеры опять вышла Astra (3294). Бодро ?растут? однообъемники Meriva и Zafira ? эти улучшили позиции на 283% и осчастливили в сумме 1336 россиян. А во втором полугодии к нам привезут новую Zafira.

На последней строчке хит-парада снова оказался Volkswagen с 20-процентным приростом продаж. Возглавляет парадный список Passat (2444), за ним следует Touareg. 1908 штук! Да, полюбили в России этого красавца... Бронзовое место у новинки года VW Pointer: за четыре месяца дилеры разъяснили все его преимущества 713 покупателям.

Остальные бренды закончили год по-разному. У кого-то продажи упали из-за реорганизации (например, Peugeot, Skoda), кто-то, напротив, укрепился. Как Mazda. За последний год популярность марки выросла более чем впятеро! Одних только Mazda6 здесь купили 5219 штук, а в общей сложности на Россию пришлось 8565 официально проданных Mazda.

В начавшемся году иномарочный рынок ждут новые потрясения. Несмотря на предсказанный аналитиками спад продаж, многие компании собираются реализовать к концу декабря 50 000?

60 000 авто. Ох и жарко будет! А ведь эти планы озвучивают главным образом для конкурентов и почти всегда перевыполняют...
мим
Прочитал бегло. Весьма грамотная статья на фоне множества "аналитиков". Автору(правда ссылки нет) - респект.
Новая тема Ответить на тему
Показать сообщения:
Страница 1 из 1
Перейти:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ИКОНКАМ И ВОЗМОЖНОСТЯМ

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы