На дорогах Европы
- Ну, вы, блин, и ездите, - сказал мой друг из Эстонии, вцепившись в ручку двери моей девятки и упершись ногами в коврик. Я встретил его на Ленинградском вокзале и сейчас, по Садовому кольцу, мы направлялись в сторону моего дома. За то время, что мы были в пути, седых волос на его голове значительно прибавилось. По Таллинну так не ездят и даже не потому, что эстонцы так не умеют, а просто потому, что у них так не принято, чревато многими последствиями. Это у нас в России такая езда считается нормальной. Действительно, давайте сравним, как ездим мы и как организовано движение, например, в Европе. Первое, что бросается в глаза в столице, это превосходство иномарок над отечественными автомобилями. Перемещаются, как правило, такие шедевры зарубежного автомобилестроения так, будто кроме них на дороге никого нет. Проскочить под красный, согласно правила ?первые пять секунд не в счет?, перестроиться из ряда в ряд, не обращая внимания на окружающих и развернуться на перекрестке под носом у встречного ? это самые безобидные маневры столичного движения.
Ленинградский проспект. Еду в среднем ряду, средняя скорость движения потока 20 км/час. Отстаю на пару метров от движущегося передо мной ?Мерса? и тут же в образовавшийся проём из правого ряда пытается втиснуться ?десятка?. Моргаю ему фарами ? реакции ни какой, прёт, как танк. Просто ему надо и всё тут. К тому же о существовании поворотников он даже не догадывается. Ладно, думаю, влезай, может тебе так спокойней будет. Останавливаемся на светофоре. Первой стоит ?шестерка?, следом за ней, не первой свежести ?Хонда?, за ?Хондой? я. Не успел включиться зеленый, ?Хонда? настойчиво начинает сигналить ?шестерке?, видимо для ускорения её манёвра. Водитель ?шестерки?, пожилой мужичёк, дергается с места и глохнет. В задний бампер ей упирается нетерпеливая ?Хонда?, за ?Хондой? я, и все вместе благополучно дожидаемся, пока не загорится следующий зеленый. При этом владелец ?Хонды?, приспустив стекло, весьма красноречиво начинает объяснять хозяину ?шестерки? что тот не прав. Сидящие в окружающих машинах дети и женщины отворачиваются в стороны. Не зря есть анекдот, что только в Москве тебя могут подрезать слева, когда ты обгоняешь по встречной полосе.
К сожалению, нужно признать, что в столице России нашей, как, впрочем, и в любом другом крупном Российском городе, культура вождения оставляет желать лучшего. Нечто подобное я наблюдал в Индии. Типичная картина на улицах Дели: со страшным выхлопом, беспорядочно катятся какие-то допотопные автомобили, снуют велорикши, проплывают двухэтажные автобусы. Никто из них даже и не думает соблюдать элементарные правила дорожного движения, каждый двигается сам по себе куда хочет и как хочет. Тем не менее, все они умудряются каким-то образом не сталкиваться. Да ещё практически на каждом углу меланхоличные коровы, прямо посреди улиц жуют связки сена. Их постоянно приходится объезжать. В Москве коров на улицах нет. Так отчего мы, жители крупных городов, так экстремально ведем себя на дорогах? Может, кто знает ответ на этот риторический вопрос?
Загруженность московских дорог катастрофическая, но ведь и в Европе эта проблема стоит весьма остро. В Париже колоссальные пробки, однако, отношения между водителями в корне отличаются от наших. Главное правило у них - правило ?правой руки?. Смотри внимательней, что у тебя справа и всё будет в порядке. Видимо по этому там нет указателей главной и второстепенной дорог: пропускай того, кто справа, виноват тот, кто подставил правый бок. Инспекторы на мелкие происшествия не выезжают, во всем разбираются представители страховых компаний. Жестоко карается нарушение скоростного режима. Французы об этом знают, в отличие от иностранцев, превышение скорости, для которых на 40 км/час обернется лишением прав на месте и, возможно, навсегда. Причем помимо крупного штрафа за такое нарушение, порядка 1500Е, Вам придется оплатить ещё и буксировку своего авто на Родину.
В Париже много узких улочек, точнее сказать, все улочки там узкие. Машин же ещё больше. Практически нет джипов, как в прочем, и больших грузовых машин. Отсутствие этого вида транспорта бросается в глаза во всех крупных городах Европы, но, не смотря на это, пробки и заторы всё равно встречаются повсюду и представляют собой огромную неразрешимую проблему. Их было бы ещё больше, если бы не велосипеды и мотоциклы, которых в Париже превеликое множество. Мотоциклы, в основном японские, ездят бесшумно и лихо. Двухколесный транспорт прочно занял почетное место в дорожном движении Франции. Пробки мотоциклистам и велосипедистам не страшны и они могут просочится сквозь любой автомобильный затор. Если на авто мы добирались из Франконвиля (пригород Парижа километрах в тридцати) до центра часа два, то мотоциклист преодолевает это расстояние всего минут за сорок. Великолепно в Парижских пробках смотрятся малолитражки ?Smart?: экономичные, удобные и юркие машины. Их в Европе не меньше, чем мотоциклистов.
У пешеходов во Франции переходить улицу по правилам не принято. То есть, если Вам вдруг захотелось перейти дорогу на красный свет или в месте, где нет перехода, то Вас обязательно пропустят и даже не обругают. Правда, если Вы решитесь на этот шаг не на таком проспекте, как Елисейские поля. Там движение достаточно активное, да и сама улица широка, переходить неудобно. Ну а если Вам придет в голову развернуться на своём авто посреди улицы в обратную сторону, то для этого достаточно просто поднять руку и Вас пропустят. А если на светофоре Вы задумались о смысле жизни и продолжаете стоять на зеленый свет, Вас также никто за это не осудит. Все будут терпеливо дожидаться, когда Вы очнетесь и начнете движение. Практически на всех дорогах Европы водители проявляют солидарность - предупреждают светом фар о полицейской машине, стоящей впереди, которая не прячется за кустами, а гордо стоит на видном месте. В Париже множество всевозможных поясняющих дорожных знаков, таких как ?пропустите машину справа?, ?у вас нет преимущества? или ?включите фары?, ?выключите фары?. Довольно-таки удобно. Часто замечал, что парижане используют поворотники вместо ?аварийки?. То есть если необходимо временно стать у обочины, то сразу включается правый поворотник. Зато при повороте направо или налево, под знак или под стрелочку их не включают, мол, и так понятно, что машина поворачивает. И все друг друга понимают. Кстати, когда во Франции ввели Правила дорожного движения, то первый, кто их нарушил, совершил запрещенный обгон, была женщина.
Особого внимания в Париже заслуживают парковки. Транспорта много, а места для стоянки мало, да и штрафы за парковку в неположенном месте огромны, до 500Е. Поэтому все машины паркуются в разрешенных местах на расстоянии 5-10 см друг от друга и правила этой самой парковки очень даже соблюдают. Невольно задаёшься вопросом, а как же они выезжают? Для меня это так и осталось загадкой.
Несмотря на предельную вежливость, аварийность во Франции достаточно велика. По числу погибших в автокатастрофах Франция занимает одно из первых мест в Европе. В связи с этим, правительство вынуждено было пойти на крайние меры. Ожесточились наказания за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нарушение дистанции между движущимися автомобилями. Виновным в гибели человека грозит срок до 10 лет тюрьмы.
Несколько иная ситуация на дорогах Германии. Многие наслышаны о знаменитых немецких автобанах (autobahnen). Придумал их А.Гитлер, но немцы об этом вспоминать не любят. Рекомендованная Евросоюзом скорость на них - 130 км/час, но ограничений по максимуму не существует. Можно разогнаться и до звуковой скорости, если позволят технические возможности Вашего автомобиля и на Вашем пути не попадутся злополучные пробки. Через каждые 2-3 километра вдоль дороги установлены столбики с телефонами-автоматами для вызова техпомощи. Стоять на обочине автобана и ремонтироваться самому категорически запрещено. При этом чистота на дороге и на обочинах идеальная. В городах и деревнях Германии разрешенная скорость движения - 50 км/час. За превышение скорости в населенных пунктах на 10 км ? штраф в 10Е. Ремнями безопасности пристёгиваться необходимо обязательно, как на передних сиденьях, так и на задних, детям до 12 лет не разрешается сидеть на передних сиденьях. Запрещены шины с шипами, от них, как утверждал Ю.М. Лужков, на дорогах образуется колея. А вот на дорогах Польши установлены специальные дорожные знаки, указывающие на то, что дорога с колеей. Интересно, очего она у них образуется?
В Берлине все водители достаточно вежливы, как впрочем, и все немцы. Даже ругаются деликатно, кулак Вам никто не покажет, а вот продемонстрировать средний палец ? это, пожалуйста. Правда, в том случае, если поблизости нет полицейского. Характерная черта немецких полицейских ? их неподкупность и предельная вежливость. Спорить с ними тоже не имеет смысла, если Вас решили оштрафовать, то всё равно оштрафуют, а штрафы у них серьёзные. За незначительное содержание алкоголя в крови штраф 100Е и более. Улицу немцы, в отличие от французов, переходят только на зеленый свет светофора. Вдоль проезжей части, рядом с тротуаром, в центре города, проложены велосипедные дорожки, заезжать автомобилям на которые, категорически запрещено, равно, как и пешеходам. Они или выложены брусчаткой или выкрашены в кирпичный цвет. Заметить их не трудно. В Голландии, в Амстердаме, тоже есть такие и если Вы вдруг случайно забудетесь и пойдете по ней и нечаянно попадете под велосипед, то на Вас могут за это и в суд подать. Вдобавок Вы и штраф велосипедисту заплатите за причиненное ему неудобство. Немцы же в таких ситуациях более лояльны, позвенят колокольчиком и просто объедут, так как давно знают, что по этим дорожкам могут ходить только туристы. На перекрестках велосипедисты на своих дорожках пользуются преимуществом и все машины их пропускают. В Варшаве напротив, велосипедисты уступают дорогу автомобилям.
Польша хотя и не состоит в Евросоюзе, но культура поведения на дорогах у них мало, чем отличается от Западной Европы. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии считается преступлением, прав можно лишиться пожизненно. В населенных пунктах разрешенная скорость передвижения -50 км/час, причем с 1-ого октября по 1-е марта обязательно с включенным ближним сетом фар. Ещё есть понятие ?застроенные территории?, где скорость ограничена до 60 км/час. Это если на трассе знака "населенный пункт" нет, но есть хотя бы два-три домика, то такая дорога приравнивается к дороге, ведущей через населенный пункт. Различия можно и не заметить. Сами дороги на территории Польши не широкие, по одному ряду в каждую сторону, а населенные пункты практически не кончаются. Если в Бельгии на трассах освещение включено даже днем (Германия до сих пор выплачивает контрибуции за оккупацию), то на территории Польши дороги освещены только в населенных пунктах, как у нас в России. Если Вы решитесь на обгон, Вас вежливо пропустят, и встречные машины прижмутся к обочине, чтобы уступить Вам место, а не будут мчаться на таран, даже и не думая снижать скорость. Характерно то, что в Польше обочина обозначена пунктирной линией и ехать справа, особенно в темное время суток, весьма опасно, так как там могут повстречаться велосипедисты или пешеходы. Знак благодарности в Польше ? мигание ?аварийкой? или рукой. Иногда вдалеке можно увидеть полицейскую машину и подъехав, ближе Вы обнаружите, что это просто макет из фанеры. В России тоже хотели внедрить нечто подобное, но не получилось, видно нашего водителя этими хитростями не взять.
Как видите, у Европейцев есть чему поучиться. Может, попробуем?