Ну короче вчера я словил-таки эту пресловутую воздушную пробку. Когда ехал домой, не мог понять, отчего это так холодно, печка практически не грела. А вот температура движка как-то уж очень быстро поднялась. Но после прогрева никаких водопадов в печке не было. Приехал домой, открыл капот - ба, да там тосола на пару см выше даже, чем вчера при прогретой было. Сдуру решил выпустить воздух, открыл крышку РБ - так там забулькало, и уровень поднялся ещё на 3-4 см. Охренеть, видать воздух, что был в системе, при нагреве тосола расширился, а когда я сбросил давление, воздух выдавил тосол в РБ. Пытался газовать, но без толку, пробка не выгонялась, зато температура движка стала резко подниматься. Вырубил, пошёл оделся потеплее, взял инструмент, фонарь. Снял воздухан, снял с него гофру, отвёл в сторону как мог. Блин, хомуты прослаблены донельзя, подтянул каждый винт на несколько оборотов (без фанатизма). Это при том, что летом всё и вся протягивал, но видать мороз своё дело сделал. Некоторые хомуты развернул винтом вверх, чтобы в следующий раз не мучиться. Единственный хомут со шплинтом - на пароотводящей трубке радиатора. Ну ладно, хомуты-то подтянул, а воздух-то всё ещё там, не выгоняется. Надеяться что сам выйдет - бесполезно. Стал думать, где же его выпустить. И вроде придумал, на корпусе термостата сверху есть сосок, от которого идёт шланг к развилке шлангов, идущих к печке (могу ошибаться, на 100% не знаю пока). Вроде как получается, этот шланг самая высшая точка в СОД. И на этом шланге единственный пружинный хомут. Ну что, сжал я хомут пассатижами, снял шланг с соска - и в печке забулькало, уровень в бачке упал где-то до 2см выше линии. Лучше, чем было, но всё равно ненормально. Тогда решил снять этот шланг с соска при заведённом моторе. Снял, из соска попшикало немного воздухом, полился тосол. Опять же, часть воздуха вышла, но снова не весь, так как в самом шланге воздух-то был, и его не убрать никак. Ну ладно, завёл, и удивился, как резко упала температура мотора, то ли остыть успел (-19 было), то ли тосол заполнил пробку и тем охладил двиг. Погазовал, водопадов не слышал, вроде уровень тосола ещё чуть упал. Если и не весь воздух вышел, то по крайней мере печка задула горячим, хотя бы это порадовало. Когда ставил на место пружинный хомут, уронил в мотор пассатижи, пришлось закатывать рукав и лезть туда, иначе было не достать. Да и потемнело прилично уже, пошёл домой отогреваться. Осталась мысль, неужели пружинный хомут стоит на этом шланге как раз для того, чтобы легче снимать было шланг и пробку выпускать? Самое забавное, что когда приехал домой, пробег был ровно 5000км, юбилей небольшой, видимо машина решила таким образом его отпраздновать.
Добавлено спустя 36 минут 34 секунды:
Сегодня с утра завёлся, опять -19, водопада не было, уровень тосола за ночь не поднялся. Хочется долить немного, всё-таки вытекла часть тосола, но не решился пробку РБ открывать. Прогрел, поехал, печка вроде грела, но по ощущениям слабже, чем раньше, а может это я уже придираюсь, на улице мороз, а мотор ещё до +60-70 только нагрелся. Приехал на работу, и решил пробку выгонять. Стоял, пыхтел, грел мотор, периодически прогазовывал, но бульков не было. Стрелка подошла к 90 град. Вышел, глянул, тосол на месте, уровень не поднялся. Потом заметно было вот что - на холостых печка вроде грела, но стоило погазовать, начинала просто жарить, и температура мотора, судя по стрелке, тоже поднималась, когда я давал газу. Но на улице -19, может так и должно быть. И вот потихоньку температура перевалила 90, и в конце-концов дошла до срабатывания карлсона, который включился всего секунд на 10, не больше, да и много ли надо, чтобы скинуть несколько градусов в такой мороз. Зато газанув, я услышал приличный водопад, и немного подождав, опять погазовал, но больше не булькало. Уровень тосола опустился рекордно низко, ниже нормы явно, да вроде так он и должен быть, если учесть, сколько его вытекло.
Теперь думаю, стоит ли после работы, пока мотор холодный, долить тосолу до нормального уроня, может то, что его мало, способствует образованию пробки? На горячую пробку РБ открывать не стоит, как я понял. Все хомуты на шлангах подтянулись очень прилично, за исключением шлангов непосредственно у радиатора, там подтягивать практически не пришлось. Ещё я не смог, естественно, подтянуть хомуты у патрубков, подходящих к радику печки, но я даже не знаю, можно ли к ним добраться. В девятке можно было, там я подтягивал. Не хотелось бы, чтобы теперь, когда я вроде всё подтянул, снова нашлась лазейка для тосола и воздуха.
Удивляюсь, я на девятке проездил 4 года, и ни разу не словил пробку, хоть и радиатор менял, и термостат менял, и при этом тосол не сливал, и шлангов с дроссельного узла не снимал, воздуха не выгонял, само всё выходило. И тосол не прыгал вверх-вниз. Правда, печка в высокой панели - это чудо, из центра дуло горячим, а из боков - холодным. Но я когда читал про воздушные пробки, как люди с ними мучаются, как выгоняют их, порой безуспешно, то как-то и не верилось в это. А тут раз - и словил пробку на новой машине. Пополнил ряды, так сказать.
Пробка РБ у меня не родная, а такая же, как была на девятке, сообранная из начинки импортной и корпуса нашей пробки. Пружины там не ржавеют, как у нашил пробок, проверено за 4 года на девятке, клапана тоже сделаны нормально.