Апну тему, может кому-то пригодится. Во-первых, сразу плюньте в лицо тому, кто отрицает возможность самостоятельно диагностировать состояние дрызеля. Во-вторых, всё не так сложно.
*
Поехали...
Самый главный тест - это утрений запуск или "холодный" запуск. Перед поездкой на "смотрины" строго предупредите владельца, что едете оценивать именно ХОЛОДНЫЙ пуск, если по приезду мотор будет тёплый - молча уезжайте до следующего раза, пусть пососёт горький перец, либо впаривает своё го8но другому лоху... Итак, приехели, открыли капот, потрогали мотор, НИ В КОЕМ случае не позволяйте подкачивать ручной насос на топливном фильтре... Если хозяен тут-же "подрочил лягушку" - разворачивайтесь и едьте домой, пусть ещё раз пососёт горький перчик... Короче... Холодный мотор, топливонасос не подкачивали, сели, повернули ключ до "накала свечей", свечки "потухли"... заводим... слышим: "ы-ы-ы-ы-ы-ынь-ынь-ынь-ынь-ынь-гр-др-пых-пых-ынь-гр-др-да-да-дддддддРЫНЬ!!!" Завелась!!! Отдаём ключи хозяену, едем домой... А если она после поворота ключа делает так: "Ынь-Ынь-дррЫНЬ!!!" и сзади из выхлопной идёт слегка сизоватый дымок, то теперь можем приступать к первому пункту самостоятельной диагностики... (если дым густой сизый - отдаём ключи, едем домой) ПРИЧОМ - холодный запуск ПРИ ЛЮБОЙ температуре должен быть
максимум с третьего ходя поршня.
1. Основной показатель износа дизеля - выработка "зеркала" ЦПГ. Диагностируется довольно просто методом "количественного выхода картерных газов" или кратко - КГ. Тут тормознёмся подольше и поподробнее, ибо убитая поршневая = капиталка мотора. Для диагностики КГ необходим обычный бытовой механический газовый счётчик (СГМН вполне годно). Этого добра можно совершенно бесплатно найти в своём родном горгазе, в отделении КИПиА, максимум за бутылку. Второй момент - шланга. Подбираем шлангу по диаметру патрубка циркуляции картерных газов (обычно он находится в верхней точке головки блока цилиндров, от него посредством короткой шланги, картерные газы отводятся во впускной коллектор между фильтром и турбиной. Ищите и найдёте.) Далее чуть погеморроиднее - надо состыковать шлангу со счётчиком. Я нашёл по диаметру подходящий пластиковый бутылёк от краски для струйников Епсон, вырезал донышко, одел на счётчик, воткнул шлангу - вуаля! Дальше прогреваем дизель до рабочей температуры, а ещё лучше - производим замер КГ после поездки на горячем моторе. Замер производится на холостом ходе без нагрузки (кондей, электрику отключаем). Нормальный выход КГ составляет для примера - 20-25 литров в минуту для 2-х литрового турбодизеля, или в пересчёте на литровый - 10-12 литров КГ на литр объёма). Если меньше - хвалите Аллаха, если больше - подумайте насчёт целесообразности приобретения машины, т.к. самый простой ремонт дизеля бывает в половину стоимости самой машины. Если КГ в норме, можно приступать к п.2. Если не найдёте счётчик - используйте мусорные мешки 50-100-200 литров.
2. Диагностика топливной аппаратуры. Вобщето истинные религиозные дрызелисты-фундаменталисты придерживаются следущего мнения - топливная либо работает, либо не работает (глубокий сакральный смысл в этом есть и что-то противопоставить трудно). То есть, если дрызель дрызелит, значит ехать можно ещё очень-очень много километров и "топливная" умрёт не сразу, а будет долго-долго мучиться, но лучше обсосать данный вопрос. Я, как далёкий от религии, полагаю, что "топливная" кроме двух крайних состояний может ещё и "моросить". Подходим сзади машины, смотрим на выхлопную - если выхлоп идеально прозрачный - закрываем вопрос, приступаем к следующему пункту, если выхлоп черноватый, чёрный, сизый, либо белый - возвращаем ключи владельцу и едем домой, ибо "топливная" - это сердце дизеля и его ремонт тоже обычно встаёт в "копеечку", хотя, повторюсь, чадящий дрызель будет ездить-ездить до победного... Если кому интересует СУТЬ работы топливной - смотрите, это очень близко к институтскому курсу
http://www.youtube.com/watch?v=SKT3UcZqTBk
3. Равномерность работы цилиндров. Это косвенный показатель, являющийся суммой разных факторов - компрессии, качества и количества впрыска, степени износа кривошипно-шатуного механизма, выработки зеркала и пр... Тут всё субъективно. Ну, во-первых, мотор НЕ должен издавать звуки типа "тры-ды-ды-ды-дым, тры-ды-ды-ды-дым, тры-ды-ды-ды-дым" тоесть не должен "подтраивать". Троение у дизеля и у бензинки - абсолютно разные болезни и лечатся по-разному. Если дизель ТРОИТ - не брать однозначно. Самая приятная музыка сердцу фанатика-дизелиста должна быть типа "гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр-гр"...
4. Механические неисправности мотора. Это тоже не проблемно определить при беглом осмотре. Но нужно для правильности иметь фонендоскоп - такая фигня, которой пользуется врач, когда слушает поцыента. Пойдёт фонендоскоп от прибора для измерения давления. Если повезёт, можно найти специальный фонендоскоп для диагностики дизелей - у него на конце будет длинный металлический штырь. Слушать надо сверху на головке ГБЦ в районе расположения каждого цилиндра и внизу в районе коренных подшипников (именно для этого и нужен длинный штырь, но можно дотянуться и обычным медицинским). Тут даже не специалист может определить лязгающие звонкие, либо тупые ударные стуки, либо скрежет. Этих звуков НЕ должно быть. Звук исправного дизеля напоминает звук трещётки.
5. Внешний вид, замасленность. Тоже говорит о многом - не должно быть явных потёков масла из коренных - замена сальников на дрызеле - попадос на бабки. Патрубки впуска тоже должны быть сухими. Замасленный впуск говорит однозначно о негерметичности и подссыканнии масла с турбины. Не поленитесь скинуть патрубок с самой нижней точки интеркулера - если потечёт масло - езжайте домой. Допускается только лёгкая замасленность внутренних поверхностей впуска после турбины и до головки. Обильное масло во впуске - и у вас появится уникальная возможность стать свидетелем разноса дизеля (весьма завораживающее шоу).
http://www.youtube.com/watch?v=psjG0Jj9KVo
Вроде-бы ничо не забыл... В-общем, если при такой экспресс-диагностике у вас нет претензий, заглушите мотор... Пусть постоит 2 минутки.... Заводите. Исправный горячий дизель схватывает с первого хода поршня, тоесть эвук будет примерно - "Гр-рынь-нь!!" Но это ещё не всё...
Надо "покататься", чтобы окончательно определиться с покупкой. на что обратить внимание - во-первых не должно быть критических зубодробильных вибраций на кузов, во-вторых, в движении на 2-3 тыс.оборотах дизель должен ехать как обычный мотор, без рёва и вибраций. У мотора должна быть хорошая тяга, без провалов на нажатие педали, отклик должен быть мгновенный, на наборе скорости турбина не должна явно "петь", в идеале её вобще не должно быть слышно, либо слышен ультразвуковой свист, но не в коем случае не вой или рёв реактивного самолёта. Вроде всё... ничо не забыл?